Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

В конце апреля все мысли учителей – об экзаменах: весь ли материал прошли-повторили, все ли отработали? Что не получилось, почему?
И никогда нет полной уверенности, что работа выполнена лучшим образом, потому что от учителя зависит не все. Мастер-то учитель мастер, но и условия труда, отношения, возможности детей определяют многое.
Специалисты говорят: каждый пятый ребенок, пришедший в школу, имеет отклонения, нуждается в коррекции, требует особых условий обучения.
Есть данные – каждый третий. Все зависит от того, как считать, что брать за норму. В конце концов, не лишен смысла и постулат инклюзивного (включенного) образования: каждый ребенок – индивидуум с различными потребностями в обучении,
и не дети – 15% – терпят неудачу, а система исключает этих детей.

Записала Людмила КОЖУРИНА
Полную версию разговора читайте,
пожалуйста, на сайте творческих учителей http://it-n.ru/

Исключенные из правил

Классы коррекции в отсутствие программ, учебников и специалистов

В 80% общеобразовательных школ есть классы коррекции, где учатся дети с задержкой психического развития. Их признают неспособными, обучают в щадящем режиме, по упрощенным программам, но по окончании школы им выдают документ общего образца. Видимо, за то, что не помешали образованию продвинутых детей. Косвенно повысили поступаемость в вузы и способствовали росту рейтинга школы.
Учителям в классах коррекции приходится ох как нелегко: дети сложные, а знаний по дефектологии нет; обычный язык общения не подходит, и надо создавать другой. А планирование, учебники, методики? Порой кажется, что до этих детей никому, кроме учителей, нет дела…

– Эффективны ли классы коррекции? Как влияет на учителя работа в таких классах? Каковы особенности его труда? – эти вопросы мы обсуждаем с педагогами на виртуальном «круглом столе».
Дмитрий Голдман, учитель коррекционной школы VIII вида №77, Москва. В принципе интегрировать детей с задержкой развития можно даже в обычный класс массовой школы. Но с тем же успехом можно помещать больного из отделения челюстно-лицевой хирургии в терапевтическое: ведь все врачи! Для детей с особыми потребностями в обучении созданы специальные методики и программы. Учителям массовой школы нужно по крайней мере владеть ими. Но родители ради аттестата разными способами удерживают своих детей в массовых школах.
Юлия Скворцова, г. Воскресенск Московской области. В любой школе есть дети, которых нужно поместить в класс коррекции. Но не все школы хотят их открывать. У нас в такие классы определяются дети по показаниям, а не из-за плохого поведения. Проблема чаще всего в родителях. Сколько сил прикладывают психологи и классные руководители, чтобы убедить их: так детям будет лучше. Единственное, что подкупает родителей, что требования к детям будут пониже, а аттестат тот же. У нас в школе есть коррекционные классы: один из двух шестых и единственный восьмой. Все. Через год в 10 класс некому будет идти. Работать там очень тяжело, но самое трудное – переключаться с обычных классов на необычные.
Дмитрий Голдман. В определенном смысле классы коррекции – социальный заказ. Мало кому из родителей нравится аттестат коррекционной школы. И они готовы правдами и неправдами держаться за массовую. Но мне известны случаи, когда после 9 лет обучения в обычной школе родители отдают ребенка в коррекционную, поняв, что он так и не получил жизненных навыков, отстал даже от сверстников, обучавшихся по специальным программам.
Юлия Скворцова. В 5 и 6 классах учеба еще идет. Объясняю тему “Мануфактура”, и мы лепим из пластилина горшки: рассеянная и централизованная мануфактура. Потом сравниваем. А в 8 и 9 классах – караул! Не знаешь, с какой стороны подступиться. Ведь экзамен для них проводится по тем же экзаменационным материалам, что и в обычных классах. Правда, в щадящем режиме – временные рамки шире.
Дмитрий Голдман. И все-таки они должны учиться в специально созданной среде, по специальным программам. Я понимаю, что сегодня бессмысленно давать рекомендации: «Идите в коррекционную школу!». Но мне непонятно, почему в коррекционном классе дети обучаются по учебникам средней общеобразовательной школы? В таких классах должны работать специалисты-дефектологи и учителя, прошедшие обучение. В конце концов, перед ними стоит коррекционная задача. Для такой категории детей не получение знаний является основной целью, а социальная адаптация. А на эту задачу, к сожалению, в массовой школе не хватает времени. И пытаясь заставить ребенка во что бы то ни стало выучить басню Крылова, мы получаем физически крепкого, агрессивного юношу, научившегося доводить учителей и никому не подчиняться. А басни так и не выучившего.
Надежда Болсуновская, педагог-психолог гимназии №13, Красноярск. У нас в гимназии нет коррекционных классов, но коррекционная работа ведется огромная. Если в классе 20 детишек обычных и 3 – с задержкой развития, то учитель не может уделить этим троим достаточно внимания. На уроке они частично выпадают. Зато на продленке и дома с родителями идет полная отработка материала. Программу проходят. Конечно, лучше, когда дети учатся в коррекционных классах, где используются особые технологии. Но и без специальных классов возможна отличная динамика.
Юлия Скворцова. Про программы... Спрашивала. В том же ключе ответили: напишите свою. Можно взяться, но это слишком, еще и программу писать. Должны же быть люди, которые этим занимаются? А учебники? Тоже сама придумывай? Так проблема не решится. Относительно коррекционных классов должна быть централизованная политика. Но пока мы будем ждать решения этой проблемы сверху – поседеем. Надо сказать, работают в таких классах не просто неподготовленные учителя, а молодые специалисты. Некоторые уходят из школы: «Не с кем работать». Они не понимают потребности этих детей, не знают, что такое коррекционная цель в списке целей каждого урока.
Надежда Болсуновская. Не дожидаясь указаний сверху, надо действовать снизу, формируя соответствующий заказ и показывая реальные модели. Мой опыт работы с такими детьми показывает, что часто они успешны. Один – чемпион города по бальным танцам, другой – призер региона по дзюдо. Можно быть успешным и не умея решать уравнения! У нас в гимназии дети с задержкой развития порой становятся позитивными лидерами в классе, потому что обладают рядом черт, которые импонируют детям.
Дмитрий Голдман. В связи с переходом на подушевое финансирование не каждая средняя школа позволит себе отказаться от ученика с задержкой развития, а вот предоставить ученику должный уровень обучения так и не сможет. Но коррекционные классы уже работают, дети учатся. И это – скелет в шкафу российского образования.
Уже неделю у меня вертится в голове вопрос. Вопрос не в тему. Если в каком-нибудь селе или городке есть умственно отсталый ребенок, а школы VIII вида рядом нет и в интернат помещать не хочется… он пойдет в школу, где нет специальной инфраструктуры? Отвечать не обязательно...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru