Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования

РЕПОРТАЖ

Раньше в дипломе выпускника педвуза было написано одно лишь слово: «учитель». Теперь в педагогических университетах готовят физиков, химиков, биологов… С появлением специализации учитель, возможно, стал лучше ориентироваться в собственном предмете, но когда речь заходит о смежной дисциплине... Утрата былой универсальности отражается и на знаниях учеников, для которых все школьные предметы существуют как-то обособленно, не складываясь в единую картину мира.
Нижегородский педагог Сергей Шустов смог бы при необходимости провести в школе любой урок. И физику с биологией, и литературу с рисованием. Друзья называют его энциклопедистом, а сам он считает, что иметь познания в разных науках – легко, главное – не загружать голову ненужными подробностями.

Наталья КЛЮЧАРЕВА

Уроки естествознания Сергея Шустова

Нижегородский педагог и ученый создал курс, позволяющий свести воедино школьные знания и дать ребенку целостное представление о мире

 

Шустов Сергей Борисович

Родился в 1958 году. В 1981-м закончил биологический факультет Нижегородского университета. По специальности – биолог-орнитолог. Кандидат химических наук, доцент. Соросовский доцент (1996, 1997), лауреат премии Нижнего Новгорода (1996) в номинации «Высшее образование и наука». Автор более 120 научных и научно-методических публикаций, в том числе 12 учебников, а также трех авторских свидетельств на открытия и изобретения.
Увлечения – литература (автор нескольких художественных книг), классическая музыка и анималистическая графика. Картины находятся в частных коллекциях Канады, США, Германии и Франции. Одна из них – изображение птицы каменки – висит в Европейской комиссии в Страсбурге.

"Ну, спорьте же со мной!"
– Биологию можно изучать на уроках рисования, а астрономию – под музыку Баха, – говорит педагог, ученый, музыкант, писатель и художник Сергей Шустов. Наш разговор происходит в постоянном движении между педагогическим вузом и двумя школами, где работает Сергей Борисович.
– Я им задаю элементарный вопрос: откуда в пяти граммах желудя берутся вещества, чтобы сотворить две тонны дуба? И они впадают в ступор! Не могут ответить! – изумляется Сергей Борисович.
Сергей Шустов работает в Нижегородском педагогическом университете. На кафедре астрономии, естествознания и технических средств обучения. На столе, за которым мы пьем кофе, лежит студенческая работа с кратким названием «Вселенная». В шкафах – книги о творческой астрофизике и планетарном театре. Со стены смотрит величавый портрет Коперника.
В соседней комнате Сергей Борисович читает лекцию студентам философско-теологического факультета. Хотя, конечно, больше это похоже не на лекцию, а на приятельский разговор.
– Ну, спорьте же со мной, критикуйте, философы! – то и дело восклицает Шустов, когда студенты сбиваются на привычный режим машинального конспектирования.
– Вот у меня есть знакомый американский профессор, – продолжает Сергей Борисович, когда философы поднимают головы от тетрадей, – он принципиально ездит в вуз на велосипеде, а студенты обгоняют его на шикарных машинах. Но профессора это не смущает! Главное – идея!
Разговор идет о теории ресурсов и проблеме сверхпотребления. Сергей Шустов пытается объяснить, что три машины – это неправильно, так как потребности человека гораздо скромнее.
– А мы бы от трех машин не отказались! – спорят студенты, ездящие на учебу в переполненных троллейбусах.
– Проблема исчерпанности ресурсов очень важна, – говорит Сергей Борисович в небольшом перерыве. – Но нашим студентам она, конечно, непонятна. В России еще не наелись, не напотреблялись. О том, что Земля – это конечная материальная система и надо как-то себя ограничивать, у нас задумываться еще не принято. Поэтому цель моего курса несколько другая. На примере ресурсов я даю им механизм пошагового рассмотрения сложной проблемы, учу их выстраивать познавательный алгоритм, который применим к любой теме. Чтобы они не терялись, знали, с чего начать и чем продолжить. Им это пригодится, они же философы!
Сергей Борисович возвращается к студентам, а старший преподаватель кафедры Алексей Киселев ведет меня в университетскую обсерваторию. По дороге рассказывает про своего друга Сергея Шустова:
– Это настоящий энциклопедист! Таких обширных знаний, причем в самых разных областях, я ни у кого не встречал! У нас девочки-студентки прошлое лето всё ему букеты носили, а он посмотрит и тут же говорит: это такой-то цветок, это – такой. Ни разу не сказал: не знаю, что это такое.
Впрочем, и неудивительно: Сергей Шустов – один из составителей и иллюстраторов Красной книги Нижегородской области, знает в лицо каждую травинку.
– А еще, – продолжает Алексей Киселев, когда мы осматриваем тяжелый раритетный телескоп, – кафедра подарила Сергею Борисовичу синтезатор, так как он очень любит Баха и замечательно его исполняет. И вот мы включаем студентам звездное небо (у нас есть маленький планетарий), а Сергей Борисович играет Баха. Под звездами. Удивительное впечатление! К тому же в такой атмосфере вся информация запоминается как бы сама собой и надолго.
Небо над нами начинает медленно кружиться. Это Алексей меняет широту, чтобы показать южные звезды. Вдруг в головокружительное вращение созвездий врывается Шустов: лекция закончилась, пора бежать в школу, посмотреть, как готовится выставка.


Рисунки в стихах
В холле, где висят картины Сергея Шустова, – пальмы в больших кадках и скамейки, увитые какими-то лианами. Из пластиковых окон – замечательный вид на слияние Оки и Волги. В расписании необычные предметы: оригами, театральное искусство, танцы, живопись.
Школа имени Ломоносова – единственное в Нижнем Новгороде частное учебное заведение. Дети здесь на удивление вежливые и тихие. Сидя в столовой, не галдят, а степенно беседуют:
– Это стоит полторы тысячи. Не рублей, разумеется, – говорит какой-то мальчик лет восьми своей маленькой соседке. Девочка солидно кивает.
Сергей Борисович на социальный статус здешних школьников внимания не обращает. Ему интересно с любыми детьми.
Школа имени Ломоносова называется «художественно-гуманитарной». Поэтому о природе и экологии Сергей Шустов рассказывает своим ученикам на языке живописи и литературы.
– Учу их рисовать птиц, бабочек, цветы. Это удобный повод между делом рассказать детям о биологических особенностях, повадках того или иного вида. Вот клюв сокола, рисуется он так-то. Кстати, а почему он именно такой формы? А потому что сокол – хищник и таким клювом ему удобнее всего разрывать добычу.
– Когда дети видят, что ты умеешь, – продолжает Сергей Борисович, – они совсем по-другому к тебе относятся. Важно стать с ними на одну ступень, включить их в сотворчество. Очень часто они пишут маленькие рассказы на сюжеты моих картин. Или, наоборот, я отвечаю на их рисунки в стихах.

Студия «Анима»
Эту методику Сергей Шустов изобрел, когда друзья пригласили его поработать с детьми-инвалидами в творческой студии «Анима». Теперь рисование живой природы как способ экологического просвещения прижилось в частной школе имени Ломоносова.
– Ребятишки в студии были в основном слабовидящие, – вспоминает Сергей Борисович. – Поэтому, прежде чем рисовать, надо было им объяснить, описать, как выглядят птицы и звери, которых они никогда в жизни не видели. Потом стали размещать их картины в интернете, устраивать мосты с детьми-инвалидами из Франции, Японии. Для наших ребят это был настоящий прорыв. Потом и выставки стали устраивать.
Уроки рисования в студии «Анима» переросли не только в авторскую методику экологического просвещения, но и в другой интернет-проект. Сергей Шустов стал выкладывать в Сети свои небольшие рассказы о природе, а дети-инвалиды (уже из пяти регионов России) рисовали к ним иллюстрации. Проект «Перо сойки» стал лауреатом национальной премии «Берестяной свиток» по экожурналистике.

Пустынские рассказы
А еще Сергей Шустов вместе с детьми пишет в интернете летопись деревни Старая Пустынь, где находится биостанция университета и куда Сергей Борисович летом возит своих студентов и школьников.
В сочинении «Пустынских рассказов» может участвовать каждый желающий. Составляются они в форме гипертекста, где любое слово может послужить отправной точкой для нового рассказа.
«На тропе мы поймали хрущака и козявку, – пишут школьники. – Оказалось, козявка – родственник колорадского жука».
«Мне кажется, что туманы есть только у нас, в России. Нет, конечно же, я отдаю себе отчет в том, что влага, испаряясь, должна давать “воздушно-паровые образования” везде, в любой точке Земли, лишь бы условия были подходящими для этого физического процесса. На то она и влага! Но одно дело – “образования” и физические процессы, а совсем другое – русские туманы!» – пишет Сергей Борисович.
Иногда они все вместе сочиняют лимерики про жителей Старой Пустыни:

«Житель Пустыни Коля Корова
Цвет лица имел нездоровый.
Все ему говорят:
Самогон – это яд!
Но не внемлет им Коля Корова!»

Или друг про друга:

«Сергея Борисыча Шустова
Положили на ложе прокрустово.
Но, однако, он лег,
Как всегда, поперек –
Не действует ложе на Шустова!»

Сергей Борисович старается вывозить в Старую Пустынь всех своих подопечных. Не столько для совместных литературных упражнений, сколько для экскурсий и сбора материала. Преподавать экологию в школьных кабинетах – дело абсолютно бессмысленное, считает он.

Формулы не для запоминания
О своем понимании экологического образования Сергей Борисович рассказывает уже по дороге в следующее учебное заведение, лицей № 28, где его ждут начинающие биологи, которых Сергей Шустов готовит к выступлению на Всероссийских научных чтениях памяти Самуила Каплана.
– Школьникам дают множество совершенно ненужных знаний. Забивают их память какими-то узкоспециальными формулами, которые в любой момент можно посмотреть в справочнике, – говорит Сергей Борисович. – А мы должны давать им целостное представление о мире. Но этого нет! Например, зная массу информации о фотосинтезе, они в итоге не могут своими словами объяснить, зачем он нужен. Потому что не понимают!
Так происходит, по мнению Сергея Шустова, из-за узкой специализации учителей-предметников.
– Попробуйте, предположим, физика попросить провести урок биологии, – объясняет Шустов. – Он откажется, сказав, что это совершенно другой предмет! И будет абсолютно не прав, так как это одна наука! Я не против специализации, я против незнания смежных дисциплин!
Сергей Шустов разработал специальный курс для учителей естественно-научного цикла и регулярно читает его в Институте повышения квалификации. Идея курса очень проста. Учителям-предметникам преподают базовые знания из соседних наук. А заодно учат объяснять материал, не отягощая его мелочами.
– Мы ведь сами все усложнили, – считает Шустов. – До такой степени, что не только дети нас не понимают, но и сами мы перестаем понимать, что преподаем. А базовые знания – они ведь очень простые. Вот это здоровое популяризаторство я и пытаюсь пропагандировать!
Пытается Сергей Борисович не только вернуть учителей к простоте базовых научных понятий, но и исправить несовершенство школьной программы. Для этого он составил еще один курс, на сей раз для старшеклассников. Называется он «естествознание» и призван, по словам автора, «составить картину мира из разрозненных кирпичиков информации, которая лежит в их головах мертвым грузом: кирпичик химии, кирпичик биологии и так далее».
– Было дело, Министерство образования проводило эксперимент по введению в школах одноименного предмета, – вспоминает Шустов. – Но эта затея была заранее обречена на провал. Я пытался противостоять, но я человек маленький, и меня, конечно, никто не послушал. Они ввели естествознание в 5-6 классах, тогда как это предмет для старшеклассников. Ведь это обобщение и приведение в систему всего, что они узнали на уроках физики, химии и биологии. А тут получилось, что приходил физик – читал физику, химик – химию и так далее. Какое же это естествознание?

Не отвечайте: "Я не знаю"
Мы подходим к лицею. Здесь наше движение замедляется:
– Здрасте, Сергей Борисыч! Сергей Борисыч! А со мной поздоровайтесь! – летит со всех сторон.
– Здравствуй, Катенька, все хорошо у тебя? – радостно откликается Шустов. – Леночка! Рад видеть! Как ты?
– Этих ребят, – объясняет Сергей Борисович, вырвавшись из плотного кольца сияющих школьников, – я считаю не столько своими учениками, сколько коллегами. Во время летних экологических практик они мне очень помогают. Проводят настоящие научные наблюдения. Вот, например, мы сейчас боремся за создание в Старой Пустыни государственного заказника. И девочки-старшеклассницы наравне с маститыми учеными все прошлое лето ходили в экспедиции, собирали необходимые материалы, с которыми теперь мы работаем.
В медико-экологическом лицее дети начинают заниматься самостоятельной научной деятельностью в начальной школе. К старшим классам их исследования вызывают у взрослых уже не только умиление, но зачастую и восхищение.
Ежегодно Сергей Борисович отправляет на Всероссийские каплановские чтения с десяток своих учеников. Сейчас они как раз готовятся к очередному научному выступлению.
– Главное, никогда не отвечайте на вопрос – «я не знаю», – напутствует их Шустов. – Говорите: «я считаю», а дальше – все что хотите. Настоящему ученому всегда есть что сказать по теме его исследования!
Ободрив девочек, волнующихся перед чтениями, Сергей Борисович уже бежит дальше: надо успеть в университет на заседание кафедры.
– Вот это и есть жизнь: общение, дети, студенты! – говорит он, догоняя троллейбус. – Я в детстве так любил природу, что мечтал быть лесником. А потом понял, что это не мое – уединение. Жить без людей, вне общества, точнее, вне общения я не могу!
Однако на своих картинах Сергей Шустов никогда не рисует людей – только птиц, бабочек и цветы.
– Людей рисовать опасно, никогда невозможно предугадать их реакцию! Да и птиц я знаю гораздо лучше, чем людей! – шутит Сергей Борисович.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru