Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования

Марафон завершен!

В нем приняли участие более 14 тысяч учителей

6-14 апреля.
Отчет о последней неделе марафона

6 апреля – первый День учителя начальной школы
В этот день на марафоне учителя не только слушали лекции и обсуждали разные теоретические вопросы, но и клеили, раскрашивали, вырезали, делали аппликации и рисовали… ластиком. Паркетный зал на целый день превратился в художественную мастерскую, которая пользовалась не меньшей популярностью, чем мастер-классы ведущих методистов.
Немало времени в этот день уже традиционно было отведено обсуждению компьютерных технологий.
– Компьютер может помочь даже на начальном этапе обучения грамоте, – сказала ведущая семинара Наталья Михейкина, – а это самый тяжелый, трудоемкий и важный период. Проецирование прописи позволяет избежать бесконечной беготни по классу, чтобы показывать, на какой строчке сейчас пишем. Кроме того, компьютерная презентация, обращаясь одновременно к зрению и слуху ребенка, делает урок более эффективным и интересным.
Обсуждались в этот день и серьезные методические проблемы. В Малом зале все утро спорили приверженцы и противники системы Эльконина–Давыдова. Последние утверждали, что пока знания проверяют по-старому, в начальной школе ничего не изменится.
А потом в зале собрались последователи системы Занкова. Они почти не спорили и быстро пришли к общему мнению, что ребенок не должен чувствовать разочарование оттого, что не может выполнить задание. Поэтому задания должны составляться так, чтобы каждый мог выбрать себе посильный уровень сложности.

7 апреля – второй День учителя начальной школы
Второй день начался с обсуждения проблем современной начальной школы. Учителей больше всего волновала пред-
школьная подготовка – широко разрекламированный проект Министерства образования и науки. Ведущие семинара предостерегали учителей от возможных ошибок:
– Помните, маленький ребенок не ученик, – говорила руководитель УМК “Начальная школа XXI века” Наталья Виноградова, – он коренным образом отличается от семилетнего первоклассника. Семилетнего уже можно как-то учить, а пятилетку – только бережно воспитывать.
По словам Натальи Виноградовой, современные дошкольники почти не различают запахи и вкусы, не могут на ощупь отличить яблоко от апельсина. Не готовы самостоятельно размышлять, искать свое решение. Именно на это следует обращать внимание педагогу начальной школы.
В другом зале обсуждали, как лучше преподавать математику самым маленьким школьникам. Директор Института непрерывного математического образования, заведующий кафедрой математики МИОО Иван Ященко доказывал педагогам, что не нужно пичкать детей терминами и определениями. Важнее дать им как можно больше изображений разных геометрических форм, научить чувствовать реальность, стоящую за числом.

10 апреля – первый День дошкольного образования
Самым запоминающимся мероприятием этого дня стал мастер-класс Инны Ярославцевой, лауреата международного конкурса имени Сергея Образцова «Детский кукольный театр». Педагоги вместе со своими пришедшими на марафон воспитанниками увлеченно учились правильно «дергать за ниточки», управляя куклами.
Тем временем в Голубой гостиной Татьяна Гризик, научный сотрудник Федерального института развития образования, доказывала, что практика, когда воспитатель проводит группу от трех до семи и возвращается к малышам, неэффективна.
– Педагог за четыре года теряет методические навыки и знания, – заявила Татьяна Гризик. – Поэтому необходима специализация воспитателей.
В Малом зале весь день обсуждали особенности психологического развития дошкольников. Доктор психологии Елена Смирнова рассказала, что нельзя подавлять ребенка дисциплиной.
– Детская возня, бессмысленная на первый взгляд, имеет огромное развивающее значение, – объяснила Елена Смирнова. – Когда ребенок втискивает большого медведя в кузов маленькой машинки, он осваивает величины, знание о которых изначально человеку не дано.
Елена Смирнова напомнила, что главная задача воспитателя – быть выразительным, ведь ребенок не воспринимает нейтральных слов. Выразительность, по мнению Елены Смирновой, иногда бывает важнее высшего образования.

11 апреля – второй День дошкольного образования
Главной темой, которую так или иначе затрагивали практически на всех занятиях, стало здоровье дошкольников. По словам кандидата медицинских наук Людмилы Голубевой, и в раннем возрасте здоровых детей лишь 15%. Примерно столько же страдают хроническими заболеваниями. В основном же дети имеют 2-ю группу здоровья: это означает, что у них есть какие-то функциональные нарушения. И от взрослых зависит, разовьются эти нарушения в болезнь или нет.
На другом семинаре обсуждали, как сохранить душевное здоровье дошкольников.
– Продвинутые методики, модные тренинги, прогрессивные мамы и бабушки могут нанести ребенку непоправимый вред, – объясняла директор Института психологии имени Выготского Елена Кравцова. – Ребенка надо чувствовать!
Педагоги и воспитатели сошлись на том, что самое главное – это детское воображение.
– Наше образование подавляет воображение ребенка, а ведь именно оно – школа человечности, – говорил профессор психологии Виктор Кудрявцев. – Ребенок не может быть агрессивен. Он кого-то изображает – например, Змея Горыныча. Надо подыграть ему: “А я Добрыня Никитич, давай сражаться…”

12 апреля – День школьного психолога
Психологи оказались самыми любознательными из всех школьных работников: 12 апреля был установлен рекорд посещаемости марафона, зарегистрировались более тысячи человек.
На первом занятии профессор МПГУ Александр Савенков рассказывал о развитии исследовательских способностей ребенка. По его словам, дети должны заниматься самостоятельными научными изысканиями, начиная уже с детского сада.
– Дети, почувствовав, что их исследовательская деятельность кому-то, кроме них, интересна, творят чудеса! – поделился Александр Савенков. – Например, одна девочка выдала такое определение гуся: “утонченная деревенская птица”! А другая изобрела тест для измерения умственных способностей кошки!
Самая жаркая дискуссия развернулась в Малом зале, где Инна Зелененко, методист-психолог управления научно-методического обеспечения службы практической психологии образования МПГУ, рассказывала о завышенных требованиях, предъявляемых школьному психологу.
– Учителя хотят, чтобы психолог, придя в школу, исправил педагогическую запущенность всех детей, пока горит спичка! – жаловались собравшиеся в зале психологи.
В заключение школьным психологам посоветовали меньше обращать внимания на требования окружающих, продолжая делать свое дело.

13 апреля – День школьного психолога и коррекционной педагогики
Второй День школьного психолога был посвящен практическим разработкам, многие из которых могли бы заинтересовать не только психологов. Некоторые темы затрагивали вопросы не школьной, а уже взрослой психологии. Так, например, доктор педагогических наук Вадим Родионов провел мастер-класс “Как не попасться на удочку манипулятора?”.
Острое обсуждение развернулось на дискуссионном клубе “Практический психолог: как ответить на вызовы современности?”.
– Спросите учителей, – выступали из зала, – девять из десяти вам ответят, что психолог в образовании – это пятое колесо в телеге.
– Психологи постоянно ходят с протянутой рукой, – поддержали реплику в другом конце зала. – Учителя считают, что они сами психологи.
В Паркетном зале обсуждали не менее важную проблему: взаимодействие школьного психолога с родителями.
– Имеет смысл поговорить о том, за что следует хвалить ребенка, – говорила доктор психологических наук Ольга Хухлаева. – Если учитель будет хвалить за одно, а родители совсем за другое, это создаст крайне неприятную ситуацию «ножниц».

14 апреля – День классного руководителя
Последний день марафона, День классного руководителя, собрал учителей, ближе всего стоящих к ребенку.
Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО, прочитала лекцию об особенностях обучения детей с общей одаренностью, то есть одинаково талантливых и в алгебре, и в литературе.
– Таких ребят, – заявила она, – ни в коем случае нельзя ограничивать, заставляя выбрать что-то одно. Пусть растут во все стороны.
– Надо дать детям возможность попробовать все профессии, какие захотят, – продолжила тему профессор Марина Битянова в своем выступлении “Классный руководитель и его ученики в ситуации образовательного выбора”. – Это особенно важно при выборе профиля. Существует много методик. Например, старый способ профессиональных стажировок. Хрестоматийный пример: многие мечтают быть юристами, прежде всего блестящими адвокатами. Но они просто не знают, что адвокат полчаса произносит речь в суде, а все остальное время сидит над бумагами.
Продолжая тему, затронутую Мариной Битяновой, Виктор Зарецкий рассуждал о том, как классный руководитель может помочь ученику в выборе жизненного пути.
– Учитель должен быть человеком авторитетным и образцом в жизни для ученика. Это один из немногих механизмов воспитания, который работает, – заявил Зарецкий. – Есть два языка, два способа мышления, описывающие развитие личности. И один из них точно определяется словом “формирование”. Вам знакомо? Навязло в зубах? Формирование личности, формирование навыков… Так обращаются с заготовкой, это язык механический. Учитель воздействует и развивает. Если же говорить о развитии как органическом явлении, то здесь нет места слову “формирование”. Учитель может лишь создать условия духовного роста, развития человека. Простроить способ взросления и постижения мира…

Закрытие марафона
– Вот как вы думаете, зачем мы все 25 дней терпеливо просили учителей заполнить анкеты? – спросил у зала Артем Соловейчик, закрывая Пятый московский педагогический марафон учебных предметов.
– Для отчетности? – предположили во втором ряду.
– Нет, – улыбнулся Соловейчик. – Для того чтобы в следующем году выслать вам пригласительное письмо. За время марафона учителя заполнили 14 679 анкет. И ровно столько писем мы вышлем, приглашая вас на шестой марафон.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru