Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена |
ИМЯ И СЛОВО
Сын капитана
Замечательно изданная книга легендарного кинооператора-документалиста Владислава Микоши «Я останавливаю время» вышла привычно малым сегодня тиражом (2000 экз.), обретя свое место на той воистину бесценной полке, которой еще долго суждено оставаться полупустой.
Эти пустоты «подарены» нам двадцатым веком с его жесточайшей цензурой и многократным перекраиванием истории. Веком, отодвинутым в прошлое лишь формально – по календарю. Но, увы, по мере действия и окончания календаря уходили и люди – жители сложного и трагического столетия. Его персонажи, герои его и жертвы, родные и близкие нам, в большинстве же – незнакомые вовсе.
Ставший расхожим афоризм «В России надо жить долго» как бы палка о двух концах: кому – как… В случае Микоши – повезло. А точнее сказать: воздалось. Неординарная человеческая личность, многосторонний талант и отпущенный долгий жизненный срок – все сплелось, совпало, сбылось. Да и то не без горчинки: на сутки пережив свое 95-летие, знаменитый фронтовой кинооператор, капитан 3-го ранга Микоша немного не дожил до последнего юбилея Победы. Не успел увидеть свою книгу со множеством авторских фотографий и кинокадров, подготовленную к печати и с предисловием Джеммы Фирсовой – на протяжении почти полувека самого близкого ему человека.
«Время, которое я остановил» или «Я останавливаю время» – последние варианты названия книги, которые ладислав Микоша нашел за неделю до своего ухода, сказано в предисловии. «Но я останавливал время не потому, что оно было прекрасно», – грустно пошутил он, перефразируя «Фауста».
Все же думается, попадись эта книга подростку, еще не обремененному горьким историческим опытом, она может вызвать чувства, какие во все времена вызывали у мальчишек сюжеты Жюля Верна или Фенимора Купера, – так много здесь захватывающих приключений, опасностей, странствий едва ли не по всей планете. Только не придуманных за письменным столом, а пережитых самим автором.
Сын капитана дальнего плавания, с
детства грезивший о морях-океанах, он не был принят в мореходное училище. Пережил это как поражение, не ведая, что мечта сбудется иначе, что им еще не угадан, не расслышан зов судьбы. Почти случайно стал работать в родном Саратове киномехаником. И вот тут-то…
Сейчас имя американского документалиста Роберта Флаэрти – его называли
Жан Жаком Руссо кинематографа – знакомо лишь знатокам истории мирового кино. А в далеком 1927 году, увиденные сквозь окошко тесной кинобудки, фильмы Флаэрти потрясли семнадцатилетнего Владика Микошу, были восприняты им как «удивительный талисман, предопределивший всю мою жизнь, талисман вечный и непреходящий». Речь идет не столько о выборе профессии, сколько о восприятии мира…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|