Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена
|
В отдельно взятой стране
От центра христианской
цивилизации к центру мировой революции
Первой попыткой осмыслить роль России в
мировой цивилизации была знаменитая концепция
«Москвы – Третьего Рима». Выдвинутая в начале XVI
века, она фактически оставалась официальной
идеологией русской монархии по крайней мере
двести лет. Строго говоря, ко всему остальному
миру сторонники этой идеи относились
снисходительно: если центр христианской
цивилизации («Третий Рим») находится в Москве, то
пусть иностранцы и проявляют к нему повышенный
интерес. Таким образом, первый опыт
цивилизационного позиционирования был в России,
по сути, изоляционистским, и до времени русское
общество (за редким исключением) было совершенно
равнодушно к происходящему за пределами страны.
Существенные изменения на уровне
государственной политики происходят,
разумеется, в Петровскую эпоху. Но философская
мысль в XVIII веке не поспевала за стремившейся
сделать Россию мировой державой властью:
серьезных рефлексий на тему роли России в
мировой истории в этот период мы не найдем.
Объяснить этот странный феномен можно отчасти
тем фактом, что для философии Просвещения – что
русского, что западно-европейского – было
характерно относительное невнимание к нации как
субъекту исторического развития.
Любопытно, что именно в XVIII веке зарождается
большой интерес к судьбе России на Западе.
Деятельность Екатерины II заставляет многих
просветителей поверить, что именно с России
начнется новая эпоха в истории человечества.
В любом случае факт остается фактом:
рассмотрение истории и современного положения
России в контексте мирового исторического
процесса начинается с распространением в ней
философии Гегеля. Именно гегелевская философия
Мирового Духа во многом определила
славянофильскую доктрину. Достаточно заменить в
трудах великого немца слово «Германия» словом
«Россия», и будут очевидны даже текстуальные
сходства. Парадоксально, но Чаадаев, судя по
всему, Гегеля не читал. А вот критика его
историософских построений шла как раз с точки
зрения гегелевской философии. Чаадаеву
возражали, что как раз не самая активная роль
России в событиях мировой истории доказывает,
что в русском народе все это время копились силы
для того, чтобы внести решающий вклад в будущее
человечества. Надо сказать, в «Апологии
сумасшедшего» Чаадаев во многом соглашается со
своими оппонентами.
Собственно чаадаевская оценка роли России в
мировом историческом процессе не канула в Лету.
Например, в работе «Государственность и
анархия», вышедшей почти через сорок лет после
издания «Философических писем», Бакунин вслед за
Чаадаевым констатирует, что Россия ничего не
дала миру. Только для Чаадаева ключевым было
отношение к христианству, а для Бакунина – к
революции. Бакунинскую точку зрения принимают
русские марксисты. Не случайно сам Маркс полагал,
что именно в России революция наименее вероятна,
поскольку страна на много десятилетий отстала от
капиталистической Европы. Однако вопреки
ожиданиям революция под марксистскими лозунгами
состоялась именно в России. И когда большевики
окончательно освоились с властью, а надежда на
скорую мировую революцию угасла, пришлось
отыскивать в работах классиков упоминания о
возможности построения социализма «в одной
отдельно взятой стране»…
Москва снова оказалась Римом. Первым
социалистическим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|