Третья тетрадь
детный мир |
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Специалисты утверждают: только двадцать шесть процентов подростков довольны отношениями с родителями. Остальные недовольны.
Мы сочинили вопросы, напечатали анкеты и раздали их старшеклассникам, которые ответили, как
и почему им порой так трудно живется с родителями.
Может быть, вы предложите прочитать эту страничку своим ученикам: вдруг они узнают себя? А заодно обнаружат какой-нибудь жизненно важный совет.
Что же, собственно, произошло?
Обычная ссора как повод для размышлений
– Что ты делаешь?
– Ничего…
– А мне кажется, что делаешь.
– Нет, не делаю.
– А почему не делаешь?! Ты же обещала мне полчаса назад убрать в комнате!
– Я убирала, убирала! А ты мне обещал помочь! Это нечестно!
И дочь со слезами на глазах убежала в свою комнату, хлопнув дверью.
Обычно, поссорившись, мы обижаемся друг на друга и расходимся по разным углам. Но на этот раз я решил не обижаться, а, погрустив, стал думать, что же, собственно, произошло?
Минут через пятнадцать понял, в чем дело. Мы поссорились потому, что все, что я говорил дочери, я говорил автоматически, по привычке, ничуть не задумываясь над смыслом своих слов. И ответственность за произошедшее между нами хотел переложить на нее. Но раз уж я решил разобраться в том, что же на самом деле произошло между мной и дочерью, жалеть себя не стал, принялся думать дальше. И вот до чего я додумался.
Когда я спрашивал ее, что она делает, мне, честно говоря, было совсем неинтересно, что она ответит. И так было ясно: сидит где-нибудь неподалеку и рисует. А сам я в это время торчал в интернете и просто ради приличия решил вспомнить о ребенке, повоспитывать его.
Захотел, чтобы дочь без лишних слов пошла и навела порядок в своей комнате. Дался мне этот порядок, когда сам найти ничего не могу! Я до тех пор, пока хорошенько не подумал, считал, что дочь знает, что я имею в виду, говоря о чистоте, и быстренько все приберет. А мне даже глаз от компьютера отрывать не придется.
Вдруг стало так стыдно, что я пошел мириться. Дочь сидела расстроенная и не знала, чем заняться. Я сразу же попросил у нее прощения. А потом сказал: покажи рисунок. Было видно, что ей приятно.
Обнаружил, что она действительно убиралась. Свалила в кучу на пол все, что нужно стирать, а в другую – что выбросить в мусорное ведро. Вот как, оказывается, она представляла себе порядок! Просто поменяла все местами. Но надо отдать ей должное: двигалась она в правильном направлении! И это главное.
Ведь любое понятие, будь то «чистая комната», «порядок», «сделанные уроки», очень неоднозначно. Мало того что ребенку нужно найти время, быть в настроении, чтобы сделать то, о чем его просят, так еще и взрослому надо угодить! А вдруг это непосильная для него задача?
Чаще всего бывает так: дети используют правильное слово в речи, умеют его написать без ошибок, но даже представить не могут, что оно означает. К примеру, не знают, что такое чистая комната. Когда я попросил свою дочь объяснить мне, как она понимает чистоту, она просто показала мне якобы чистые руки и новую кофту.
Выходит, детям нужны простые примеры и понятные наставления. Объяснения, как это сделать, возможность попрактиковаться. И постепенное движение вперед, когда сложные задачи разбиваются на несколько простых.
Общее правило в том, что детям, чтобы что-то освоить, требуется повторить это самостоятельно минимум 60 раз. А взрослые должны быть где-нибудь неподалеку, чтобы в любой момент прийти на помощь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|