Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
 

Алексей ХМЫРОВ,
практикующий психолог,
директор региональной общественной организации «Взгляд в будущее»,
руководитель программы «Молодежь против наркотиков»А

Спрашивайте – отвечаем...

В одном исследовании прочитала, что когда за консультацией к наркологам обращаются молодые люди с хорошими, умными лицами, из благополучных семей, обнаруживается, что все они обычно бывшие отличники. Почему так происходит?

Анна Сергеевна, 36 лет


Это иллюзия, что одаренные, яркие дети с творческими и познавательными устремлениями подвергаются большей наркотической опасности, чем хулиганы с дурной наследственностью и ограниченным интеллектом. Просто каждый трагический случай наркотизации талантливого ребенка сильнее врезается в память.
Наркотику, как и вирусу иммунодефицита, нет дела до социального статуса человека. В наркологических больницах – и сироты, и беспризорники, и дети из благополучных семей. По сути, понятие «дети группы риска» устарело. Любой ребенок, если он может попробовать наркотик, – уже в группе риска.
Мы привыкли считать, что наркомания, токсикомания и алкоголизм – болезнь неблагополучных семей, где господствуют тоска, безнадега, безделье. Вот подростки и тянутся к наркотикам, чтобы заглушить беспросветную скуку. Но почему допингу поддаются талантливые дети? Ведь их жизнь интересна, в ней столько осмысленного дела, реальной радости от познания и творчества.
Мы наивно думаем: какая замечательная девочка, отличница, скрипачка. А вскоре выясняется, что она сидит на героине.
Откуда, как? Ничего подобного в семье не было! В чем ошибка родителей? Где недосмотрели учителя?
Наиболее способные ученики как-то быстро и буднично «садятся на иглу». Причина как раз в их хороших способностях, которые тоже могут быть фактором риска. Такие дети постигают учебные науки без напряжения. У них появляется устойчивый стереотип – учиться легче и лучше других. Но на фоне этого зачастую не формируется способность к преодолению себя. Не вырабатывается умение переносить большие психические нагрузки. И как только стрессовые ситуации и обстоятельства требуют психических, а не интеллектуальных нагрузок, они становятся так беспомощны…
Единственное, что отличает в таких случаях талантливых подростков от неблагополучных, – принципиально разные причины обращения к наркотику. Вот только результаты, увы, одинаковые.
Антинаркотическая профилактика, которая сейчас существует в школе, столь мала, что ближе к понятию «не существует». Что я имею в виду? Спросите первоклассника, что такое наркотики. Он тут же выпалит: «Зло и смерть!» Это он знает. Но как вести себя при этом – нет.
К сожалению, такого предмета, как личная и психологическая безопасность, нет. А ведь забюрократизированные слова «повышение воспитательного потенциала школы» на самом деле означают, что школа – это прежде всего общение с детьми. Взрослеть вместе с ребенком, помогать ему, понимать его и учить вести себя в тех тяжелых ситуациях, которые обязательно подбросит жизнь, нужно не только в рамках урока.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru