Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир


 

Наталья ВИШНЯКОВА,
АНО «Школа ЗНАК»
Москва

О времени единственном и множественном

Любой воспитатель вольно или невольно прививает ученикам, хотя бы в определенной степени, собственные представления о жизни: о правильном и неправильном, хорошем и плохом, добром и злом, ценном и фальшивом, сакральном и бытовом.
Степень такого влияния зависит от предложенного воспитателем уровня общения. От слов и от того, что читается между ними. А еще от того, чем мы наполняем внутреннюю жизнь ребенка: книгами, которые советуем прочесть «для себя», фильмами, которые рекомендуем посмотреть, и иными, проверенными на себе, культурными фактами. И как только воспитатель осознает эту роль – довольно скоро, в ближайшем же диалоге с ребенком, – перед ним встает во всей своей неясности проблема, из наиболее зыбко сформулированных и часто забываемых – проблема эмоционального воспитания.
О какой неясности я говорю? О несовпадении воспитательских представлений о развитии душевной сферы детей и эмоциональной потребности конкретного, не «усредненного» ребенка. То есть о несовпадении единственного времени – времени воспитателя и времени множественного – детского.
Время, как известно, может необъяснимо замедляться или убыстряться, бесконтрольно исчезать и счастливо растягиваться. Часто там, где взрослые «пробегают» проблему, дети осознают ее как бесконечную в своем унынии пустыню. И в том и в другом случае (реальном и символическом) инструментом управления ситуацией становится интуиция.
Поэтому очень важно общее проживание внутренних состояний в театре, совместных прогулках и поездках, чтении вслух, просто в разговоре. Множественное время – нечто общее, эмоционально единое для всего класса. Чтобы понять это, сначала нужно выявить и определить время единственное – каждого ребенка в отдельности и свое собственное, воспитательское. Воспитатель в данном случае только отчасти «над», в основном же – «вместе». Он – часть постоянно строящихся отношений.
Представим себе ситуацию. В тот момент, когда ребенок чувствует себя несчастнейшим из несчастных (а такое желание имеет право на признание), мы бодримся и упорно твердим о том, как светло, прямо и велико его будущее. Как же избежать непонимания?
На мой взгляд, очень помогает письменная откровенность. Вроде простых списков:

Я люблю…
Я отказываюсь…
Я буду бороться…
Мне нравится, когда…
Я восхищаюсь…
Мне кажется правильным…
Я не люблю…
Я чувствую себя неловко, когда…

Можно использовать и развернутый вариант: я-сообщение на выбранную из списка тему.

В старшей школе потребуется более сложная постановка вопросов.
Например:

Как научиться благодарности.
Как избежать стадности.
Как принимать помощь.
Исповедь мягкого сердца.
Как отличить жалость от сострадания.
Что такое великодушие.
Чужие слезы.
Когда очень просят
Преувеличенные чувства вызывают…
Я не знаю, что делать.
Я вижу, что меня уважают…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru