Третья тетрадь
детный мир
|
Наталья ВИШНЯКОВА,
АНО «Школа ЗНАК»
Москва
О времени единственном
и множественном
Любой воспитатель вольно или невольно
прививает ученикам, хотя бы в определенной
степени, собственные представления о жизни: о
правильном и неправильном, хорошем и плохом,
добром и злом, ценном и фальшивом, сакральном и
бытовом.
Степень такого влияния зависит от предложенного
воспитателем уровня общения. От слов и от того,
что читается между ними. А еще от того, чем мы
наполняем внутреннюю жизнь ребенка: книгами,
которые советуем прочесть «для себя», фильмами,
которые рекомендуем посмотреть, и иными,
проверенными на себе, культурными фактами. И как
только воспитатель осознает эту роль – довольно
скоро, в ближайшем же диалоге с ребенком, – перед
ним встает во всей своей неясности проблема, из
наиболее зыбко сформулированных и часто
забываемых – проблема эмоционального
воспитания.
О какой неясности я говорю? О несовпадении
воспитательских представлений о развитии
душевной сферы детей и эмоциональной
потребности конкретного, не «усредненного»
ребенка. То есть о несовпадении единственного
времени – времени воспитателя и времени
множественного – детского.
Время, как известно, может необъяснимо
замедляться или убыстряться, бесконтрольно
исчезать и счастливо растягиваться. Часто там,
где взрослые «пробегают» проблему, дети осознают
ее как бесконечную в своем унынии пустыню. И в том
и в другом случае (реальном и символическом)
инструментом управления ситуацией становится
интуиция.
Поэтому очень важно общее проживание внутренних
состояний в театре, совместных прогулках и
поездках, чтении вслух, просто в разговоре.
Множественное время – нечто общее, эмоционально
единое для всего класса. Чтобы понять это,
сначала нужно выявить и определить время
единственное – каждого ребенка в отдельности и
свое собственное, воспитательское. Воспитатель в
данном случае только отчасти «над», в основном
же – «вместе». Он – часть постоянно
строящихся отношений.
Представим себе ситуацию. В тот момент, когда
ребенок чувствует себя несчастнейшим из
несчастных (а такое желание имеет право на
признание), мы бодримся и упорно твердим о том,
как светло, прямо и велико его будущее. Как же
избежать непонимания?
На мой взгляд, очень помогает письменная
откровенность. Вроде простых списков:
Я люблю…
Я отказываюсь…
Я буду бороться…
Мне нравится, когда…
Я восхищаюсь…
Мне кажется правильным…
Я не люблю…
Я чувствую себя неловко, когда…
Можно использовать и развернутый вариант:
я-сообщение на выбранную из списка тему.
В старшей школе потребуется более сложная
постановка вопросов.
Например:
Как научиться благодарности.
Как избежать стадности.
Как принимать помощь.
Исповедь мягкого сердца.
Как отличить жалость от сострадания.
Что такое великодушие.
Чужие слезы.
Когда очень просят
Преувеличенные чувства вызывают…
Я не знаю, что делать.
Я вижу, что меня уважают…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|