Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
За журнальным столом
Специальный выпуск журнала «Народное образование» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2006 год) целиком посвящен летнему отдыху детей. Материалы номера рассказывают о работе летних лагерей: «Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система», «Подготовка отрядного дела: слагаемые успеха». О становлении вожатого: «Творчество плюс фантазия, или Сто способов сделать жизнь в лагере интересней». О воспитании лидеров: «Учимся создавать социально значимые проекты».
Многие публикации посвящены разнообразным способам каникулярного отдыха: туризму, походам, путешествиям, спортивным и другим играм и даже подводному плаванию.
В возрасте 8–9 лет происходит активное формирование этического сознания. Какие же смыслы видят дети в таких базовых этических категориях, как добро, зло, дружба, свобода, справедливость?.. Чтобы ответить на этот вопрос, сотрудники Шадринского государственного педагогического института провели исследование, в ходе которого были опрошены 74 первоклассника.
Как пишет заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Н.Капустина в статье «Понимание первоклассниками основных этических категорий» («ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ», № 1 за 2006 год), представления большинства первоклассников о дружбе, счастье, добре и зле близки к общепринятым в культуре. Зло, как правило, отождествляется с действием (51,4 процента): «это когда обижают», «когда все дерутся», «когда убивают»… Несколько реже зло связывается с характеристикой человека (32,4 процента): «это злой человек», «это я, когда плохой». Добро также ассоциируется прежде всего с действием (50 процентов), но при этом упоминаемые действия были значительно разнообразнее: «когда делают добрые дела, например, часы повесить», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «это когда человек всех жалеет», «это когда хвалят».
Труднее всего ребятам было объяснить такие понятия, как милосердие, мудрость, умеренность. А вот представления детей о справедливости часто находятся «в разрыве» с культурой. Только небольшая часть (2,7 процента) опрошенных сказали, что справедливость – «это когда поступают правильно, по закону», «по правилам». Для многих ребят (12,2 процента) справедливость обозначает хорошее поведение. Для такого же количества это – честность. Остальные связали справедливость с очень разными вещами, начиная от «у мальчика есть яблоко, и он дает другому» и заканчивая – «будем держаться, не будем плакать».
Проблемы введения элективных курсов можно перечислять до бесконечности. Во-первых, ощущается недостаток нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Во-вторых, большинство разработок не прошло апробацию и носит рекомендательный характер. В-третьих, не проработана методологическая база…
Доцент Мордовского государственного педагогического института А.Зубрилин предлагает свой подход к разработке элективов. В статье «Технология разработки элективных курсов» («ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2006 год) он подробно описывает различные этапы этого процесса (на примере создания интегративного курса «Компьютер в геометрии: от плоскостных объектов к пространственным»). В статье выделены ключевые структурные компоненты электива, принципы их объединения в целостный учебный курс, даны практические рекомендации. Скажем, разработчику авторского курса для 10 или 11 класса хорошо бы провести предварительную беседу с теми, кто, по его предположению, будет этот курс изучать. Такой разговор в конце последней четверти 9 класса позволит более полно учесть интересы ребят, а также их ориентацию на конкретную сферу деятельности. Если курс достаточно объемный, желательно, чтобы все разделы относились к общей линии, но не были жестко связаны между собой. Это, по выражению Зубрилина, даст возможность создать своеобразные точки входа-выхода: ученикам, почувствовавшим затруднение, будет легче покинуть курс, а ребятам, проявившим интерес к уже идущим занятиям, – начать посещать их.
В статье «Как сделать учение увлекательным?» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 2 за 2006 год) учитель высшей категории Т.Головастикова рассказывает о педагогических приемах, позволяющих не только оживить и разнообразить учебный процесс, но и более глубоко проникнуть в тайны предмета.
В частности, учитель проводит большую работу по активизации словаря учеников. При этом внимание ребят направляется прежде всего на использование в речи прилагательных. Дети очень любят игру «Собери предложение», в которой они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно идет работа с глаголами. В этом помогают игры «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы»…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|