Вторая тетрадь
школьное дело
|
ЕСЛИ МЫ НЕ СОГЛАСНЫ
ДРУГ С ДРУГОМ
Анна ЗУЕВА, 10 класс
Москва
Не искать правого и виноватого
Ответы на вопросы учителей
Что бы вы сделали, если бы были директором и у
вас ученик шесть месяцев не ходил в школу и не
делал уроки? Вызвали бы родителей? А они не
приходят. Мальчика вызовете на педсовет? И что, вы
серьезно думаете, что он после этого пойдет в
школу? Милиция же скажет, что заниматься им не
будет, пока он не совершит преступления.
Мы решили действовать по-другому. В нашей школе
вот уже целый год работает служба примирения, в
которой мы занимаемся разрешением конфликтов
между ребятами. Когда мне заместитель директора
передала информацию об этом
мальчике-третьекласснике, я решила сама с ним
поговорить. И сделать это «на его территории» (у
него дома).
Первая сложность была в том, что вначале наш
третьеклассник никак не мог поверить, что я не
собираюсь его ругать, не буду «читать морали», и
был готов защищаться «до последней капли крови».
Тем более что сам он родился в Грозном и в нем
будто остались отголоски войны. Но я
разговаривала спокойно, старалась войти в
доверие и не ставила никаких условий. Для меня
действительно по-человечески было интересно, что
же произошло с мальчишкой и как ему можно помочь,
как его поддержать. Наверное, свою роль сыграло и
то, что к нему пришли не взрослые «тетки», а
ученица его же школы. И что я могу говорить с ним
на «его языке».
И тогда мальчишка начал рассказывать, как его
дразнят в школе, как отнимают вещи, как классная
руководительница постоянно ругает за прогулы, а
родители только пьют и не помогают ему
разобраться с этой ситуацией. Поругавшись с
одноклассниками (хотя он и сам часто
провоцировал конфликты), он не смог с ними
помириться и ушел из школы. На шесть месяцев.
И я поняла, что если эта ситуация не будет
разрешена, то мальчишка окончательно забросит
школу, и дальше его путь лежит через «группу
риска» к криминалу. Ведь заработать деньги иным
путем, имея за плечами два класса образования, он
не сможет. А причиной всему школьный конфликт.
Тогда я предложила ему устроить разговор с
одноклассниками, на котором можно понять причину
их поступков, спокойно рассказать о собственной
обиде. А кроме того, поговорить с учителем и
объяснить ему ситуацию. Поскольку мальчишка
увидел во мне друга, а не врага, он согласился.
На этой встрече я старалась не искать правого и
виноватого, а помочь всем участникам услышать
друг друга. Мальчишка увидел, что люди вокруг
стараются ему помочь и относятся к нему как ко
взрослому и ответственному человеку. Мы
договорились, что к нему не будет претензий, если
ситуация не повторится. И он решил вернуться в
школу.
Мне радостно, что сейчас он не только посещает
уроки, но и привел с собой брата, который тоже
долгое время в школе не появлялся.
Но мы понимаем, что это только первый шаг на пути
к разрешению ситуации и примирению. А пока один
из ребят нашей службы заходит к нему в класс,
поддерживает его и помогает разрешать трудные
ситуации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|