Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЕСЛИ МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ДРУГ С ДРУГОМ
 

Ирина БУКЕЙ,
заместитель директора
по воспитательной работе

«Вы готовы прийти на встречу?»

Из опыта работы школьной службы примирения

Два года назад у меня возникло ощущение, что нашу школу захлестнула волна конфликтов. Конфликтовали все, кто с кем мог: дети с детьми, дети с учителями, учителя с родителями.
Что-то надо было делать, но что? В малой эффективности административных мер к тому времени я уже успела убедиться. И вдруг в одном педагогическом журнале увидела статью о работе школьных служб примирения. Там посредниками в разрешении конфликтов были не взрослые, а сами ребята. Думаю: а что, если нам попробовать организовать у себя в школе такую службу? Директор эту идею поддержала, и я решила встретиться с сотрудниками Центра «Судебно-правовая реформа», которые занимаются созданием в школах службы примирения.

Требуются добровольцы

Как выяснилось, процесс становления службы состоит из ряда шагов: поиск финансирования, отбор сотрудников, а также тренинг для ребят и для учителей.
Когда источник финансирования был найден, мы приступили непосредственно к созданию службы примирения. Сначала провели анкетирование в 8, 9 и 10 классах. В анкете два вопроса: к кому бы ты обратился для разрешения конфликта? Хотел бы сам помогать разрешать конфликты? Добровольцев, которые набрали максимум голосов (то есть тех, к кому чаще всего обращаются одноклассники со своими проблемами), мы пригласили на тренинги.
Некоторые уже на первом тренинге поняли, что «это не мое»… Другие остались: группа из 6–7 человек, которые работают и сейчас. Я стала куратором службы примирения, а Центр «Судебно-правовая реформа» взял на себя функцию методической поддержки.

Путь к согласию

Надо сказать, что дети зачастую ухватывают суть нового подхода быстрее, чем многие учителя. Ведь у любого взрослого всегда есть административный ресурс. Он может сказать ребенку мягко, не приказывая: «Пойдем со мной, пожалуйста», и у ребенка не будет возможности отказаться. А сотрудник службы примирения начинает общение с участниками конфликта с вопросов: «Вы хотите разрешить этот конфликт?», «Вы готовы прийти ко мне на предварительную встречу?». И в нашей школе были случаи, когда участники конфликта отказывались участвовать в его разрешении. Было и такое, что ребенок соглашался, но вмешивался дедушка: «Почему это с ним какие-то девчонки будут разговаривать? Что они могут сделать?»
Но зато если предварительные встречи проходили, нашим ребятам, как правило, удавалось довести примирительную программу до завершения.

Все против одного

Иногда приходилось проводить предварительные встречи с целым классом. Представьте: в классе изгой. Это значит, ребенок в конфликте со всеми одноклассниками. Ситуация сложная. К работе с ней сотрудников службы примирения надо было основательно подготовить. Сначала мы обсуждали, что и как нужно будет сделать. Потом они встретились и поговорили с жертвой. Мальчик сказал, что ему неприятна обстановка в классе и он хотел бы ее изменить.
Затем были предварительные встречи с различными группами ребят из класса, разговоры с некоторыми из них. И только после этого состоялась окончательная примирительная встреча
Мальчик не стал лидером, не стал лучше учиться, но атмосфера в классе просветлела. Теперь ребята общаются с ним, откликаются на его просьбы, сидят с ним за одной партой. А раньше – сплошное отторжение: «Я не буду с тобой сидеть», «Да не дам я тебе этот карандаш», «Не разговаривай со мной».
Лично меня в этой истории больше всего пугало даже не положение жертвы (возможно, мальчик компенсирует недостаток уважения в других местах). Было страшно за остальных 27 ребят из класса. Они получали негативный опыт отношения к человеку: другого можно игнорировать, унижать, не ставить ни в грош.

Испорченные декорации

Однажды председатель Совета школы десятиклассница Вера, которая тоже работает в службе примирения, подошла ко мне и спросила: «Ирина Владимировна, готовы ли вы прийти на предварительную встречу?» «Конечно, Верочка, – говорю. – В любое время». А сама – в сомнениях: «Если меня зовут на предварительную встречу, значит, я с кем-то в конфликте. Жертвой я себя не считаю… Может, я чей-то невольный обидчик?»
Оказывается, в школьную службу примирения обратилась учительница, которая руководит театральной студией. Кто-то испортил декорации к спектаклю, которые создавали пятиклассники. Возможно, это случилось во время школьной дискотеки. Но теперь встает вопрос: кто будет восстанавливать декорации?
И учительница обратилась в службу примирения, чтобы на встрече со мной решить эту проблему: «Вы отвечаете за внеклассную работу? Так возьмите на себя ответственность».
Конечно, это не была примирительная встреча в классическом понимании. Ведь я с учителем не ссорилась. Но все же школьная служба примирения здесь выступила посредником. И решение в данном случае тоже исходило в основном от Веры: «Давайте соберем Совет школы и призовем его восстановить эти декорации». Так мы и поступили. А на Совете школы было решено, что декорации восстановят старшеклассники, поскольку на дискотеке были ученики с 8-го по 11-й класс.

Работа продолжается

Теперь мы попробуем и наших парней привлечь к работе в школьной службе примирения. Пока в службе только девочки, а конфликты все же чаще случаются среди мальчиков. Но и особой проблемы в этом нет. Наши девчонки справляются со всем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru