Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЕСЛИ МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ДРУГ С ДРУГОМ
 

Как создать в школе атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя в безопасности? Каким образом школа может предотвратить случаи травли, вымогательств, драк?
Как правило, педагоги пытаются решить эти проблемы административными способами, которые далеко не всегда эффективны.
Центр «Судебно-правовая реформа» предлагает развивать другой подход к конфликтным и криминальным ситуациям в школе. Он направлен на восстановление отношений между жертвой и обидчиком, а также их отношений с ближайшим окружением.
Подобная практика существует во многих странах мира, в том числе и в России. Формой реализации восстановительного подхода в школе является школьная служба примирения.

Пожать руки. И больше не разговаривать

Бывают ситуации, когда административный ресурс лучше не использовать

Сотрудники Центра «Судебно-правовая реформа» провели опрос учителей и учеников старших классов из разных городов, в результате которого были выявлены наиболее типичные способы разрешения конфликтных и криминальных ситуаций.
Административное решение: администрация находит виновного и наказывает его в классе, кабинете директора или на педсовете. Часто при этом жертву обвиняют в том, что она сама спровоцировала обидчика. После чего происходит «формальное замирение»: учеников (иногда угрозами) принуждают пожать руки и помириться. Как рассказывал один из учеников: «Нас привели в кабинет директора и заставили помириться, пригрозив сообщением в милицию. Мы помирились и больше между собой не разговариваем».
Направление обидчика к психологу для перевоспитания. По словам ребят, они мало понимают происходящее в кабинете психолога, а окружающие начинают относиться к ним как к психам. У многих поход к психологу вызывает недоверие и настороженность.
Попытка родителей урегулировать ситуацию между собой. Родители обидчика и жертвы созваниваются или встречаются, но сильные негативные эмоции и предубеждение в отношении друг друга затрудняют разрешение конфликта. Зачастую взрослые начинают конфликтовать сами.
Передача полномочий по разрешению конфликта группе старшеклассников, действующих в рамках школьного самоуправления. Вроде бы право принимать решение передается школьникам, однако метод их работы фактически дублирует разбирательство на педсовете, поскольку других моделей разрешения конфликта они не знают. Нередко бывает так, что старшеклассники ведут себя более жестко и бескомпромиссно, чем педагоги.
Все эти способы объединяет одно: подростку извне навязывается определенная позиция. Ему делают внушение, советуют, заставляют, решают за него, но не дают возможности самому принять ответственность за свои действия. Следствием этого становится включение у подростка защитных механизмов самооправдания, обвинения окружающих… Об искреннем раскаянии в таких случаях, как правило, говорить не приходится.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru