Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
БЕСТСЕЛЛЕР
ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ
Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 4, 5, 6/2006 г.
Самоконтроль
Как учить и учиться на уроке, чтобы
учиться хотелось и училось бы успешно в
современной массовой общеобразовательной школе?
Базовый минимум освоен. Наступило время
для попытки ученика проверить себя: «понял – не
понял, знаю – не знаю, запомнил – не
запомнил, связался ли новый материал с
пройденным ранее, могу ли отнестись к нему
творчески?».
Бег на короткую дистанцию
К началу работы по блоку самоконтроля время,
отведенное на тему, использовано наполовину.
Тема пока пройдена только по базовому минимуму.
Главная часть заданий для самоконтроля будет
требовать именно этих знаний. Они совсем недавно
возникли. Потому учитель использует
психологическую способность человека делать
установку на короткое запоминание.
Учителю не следует «опаздывать» с составлением
контрольной работы. Ее полный текст должен быть у
него в руках еще до начала работы по теме. Один
вариант предлагается для самоконтроля. А всего
вариантов должно быть столько же, сколько
учеников в классе. Тогда нет вероятности
несправедливости, если один из них будет
использован на самоконтроле, а потом попадется
кому-то на объективном контроле по окончании
темы.
Проверка – это всегда стресс. Учебный контроль
допускает мини-стресс, но он максимально полезен,
когда воспринимается как «удовольствие от
преодоления препятствия», даже если препятствие
«не преодолелось». В результате правильно
организованного контроля возникает
удовлетворение и понимание: почему возникла и в
чем заключается ошибка? Смысл учения как раз в
том, чтобы исправлять ошибки. Ошибки – это
главная удача самоконтроля.
Самоконтроль демократичен: тебя «не ловят» на
промахах, не позорят. Он психологически
безопасен, стрессовая ситуация имеет легкую
тренирующую напряженность. И конечно,
самоконтроль силен своим обучающим эффектом –
ведь это уже самообучение.
Оцени свою попытку
На этапе самоконтроля ученику задания даются
не все сразу, а постепенно. Сначала предлагается
первое задание, объявляется регламент времени,
достаточный для того, кто помнит пройденное и
умеет выключить тормоз вредного перенапряжения.
По истечении назначенного срока работа
прекращается. Предлагается эталон, исполняемый
за тот же отрезок времени. А ты, ученик, уже сам
реши, что тебе помешало выполнить задание
правильно и до конца. Или порадуйся, если все
удалось. Оцени себя сам!
Потом предъявляется в таком же дидактическом
плане второе задание, его эталон, самооценка, и
так до конца контрольной работы.
При установившихся доверительных отношениях
учителя с детьми можно сократить время на
«исполнение» эталона, часто бывает достаточно
предъявить его. При этом исчезают шпаргалки,
подсказки, подглядывания, зависть. Попробовал,
сравнил, увидел, понял свою ошибку – сердиться
не на кого. Порадовался, если успел сделать
правильно. Сам себе поставил отметку. По желанию
ученика учитель может ее занести в журнал.
Правка обнаруженных ошибок (работа над ошибками)
проводится учеником спонтанно. Учитель не тратит
на нее специального времени. А обучающий эффект
максимален: ученик исправляет не только ошибки,
но и нерациональность в действиях, подходах к
вопросу.
К обучающим действиям самоконтроля относится
очень важный содержательный этап всякого
обучения. Идет процесс становления порядка в
голове ученика, налаживается понимание разницы
между главным и второстепенным, акцентируется
внимание на степени значимости деталей,
упорядочивается речь. Такая работа учит учиться
сама по себе.
Желание обманывать самого себя постепенно
пройдет
Самоконтроль организуется не спонтанно. О нем
(как и обо всех остальных этапах работы)
объявляется заранее, в начале работы по теме. На
предыдущем уроке (еще в конце второго этапа)
напоминается и о времени самоконтроля, и о его
сложностях, и об источниках подконтрольных
заданий. Забыл – посмотри, вспомни, подготовься.
Оценивать себя будешь сам. Тогда тебе и
учительское «эталонное» напоминание пригодится,
запомнится.
Объективность самооценки возрастает постепенно.
На первых порах будут подглядывание, шпаргалки,
самообман. Со временем, убедившись, что за
откровенность в признании ошибок тебя не
накажут, а помогут их исправить, желание
обманывать самого себя исчезает. Этому
способствует ожидание этапа тренировки.
Тренировка проводится тщательно и по тем же
видам сложности, что на самоконтроле. При длинных
и сложных темах возможен второй самоконтроль до
«окончательного контроля».
Первая задача самоконтроля – определить уровень
освоения базовых знаний как у каждого ученика,
так и у всего данного класса. Результат его
повлияет на дальнейшую работу учителя с
коллективом. Это ведь и прямой самоконтроль
учителя, который для него безопасен настолько же,
насколько и для учеников. У него в запасе есть
более половины времени, отведенного на изучение
темы. Картина успехов ясна, ничем не приукрашена.
И есть время для ликвидации пробелов, для
обеспечения прочности знаний, для перевода их
даже в убеждения.
Самоконтроль того, что не проходили
Самоконтроль может позволить себе больше, чем
внешний, строгий, объективный контроль. В него
вполне законно включаются задания, требующие
связать только что пройденный материал с теми
сведениями, что были получены ранее. Такую связь
мы пока не обсуждали, не делали предметом учебной
работы. Но ведь естественно ожидать и
спонтанного возникновения в голове ребят связей
всего изученного материала.
Таким образом, на самоконтроле имеют право быть
задания сверх базового минимума. И должно быть
дано реальное (но не излишнее!) время на их
исполнение. Потом надо будет и показать эталон
исполнения, и попросить оценить свои усилия.
В самоконтроль нужно включать задания
творческого характера.
Тот, кто творческое задание выполнил правильно,
может поставить себе пятерку. Постепенно растет,
можно сказать, накапливается (особенно если
начинать такую работу с первого класса) чувство,
что «знание пригодится». Накопление знаний,
происходящее поначалу исподволь, приносит
радость и удовольствие, ускоряет процесс
понимания того, что прочные знания приводят к
успехам уже в школе.
Карточки-«помогалочки»
Значение памяти для образованности
переоценить нельзя. Древние заметили: «Знаю
столько, сколько помню». Но умение ученика
запомнить побуждается не столько волей, сколько
интересом, потребностью, почти невольно. Волевое
же усилие кажется обременительным. И не только
кажется. Ученик не знает рациональных приемов
запоминания. И потому, например, учитель-новатор
Шаталов ввел понятие – опорный конспект. Объем,
форма и содержание их могут быть самыми
различными.
Кроме конспекта, который включает в себя
несколько понятий, мы предлагаем начинать с
оформления «помогалок», включающих только одно
понятие. Тогда размер листочка с записью легко
обозревается «одним взглядом». Такая мизерность
обозреваемой «опоры» нужна, когда требуется
запомнить очень краткий текст. Это – иностранные
слова, формулы по химии, физике, математике,
исторические даты, краткие изречения.
Мелких, хотя и существенных частичек целой темы
всегда набирается довольно много. Чтобы
маленькие листочки не терялись, а даже могли бы
располагаться в удобном порядке, их следует
нарезать размером со спичечный коробок,
укладывая пачку как на дно (5х3,5) – для отдельных
теорем, правил, законов, так и ставя их ребром (5х1,
3,5х1) для слов и коротких формул.
Автором этот вид «помогалок» памяти был
рационализирован еще и тем, что нужная (краткая)
информация разделялась на две части и
использовались обе стороны листочка: например,
иностранное слово – на одной стороне, а его
перевод – на другой (аналогично: дата и само
событие, изречение и его автор или источник).
Быстро перебирая «визиточки» между пальцами,
поглядывая при необходимости на обратную
сторону, проверяя себя и таким образом напрягая
как логическую, так и зрительную память, можно,
как показала практика, многократно ускорить
запоминание; при некотором навыке удается за час
запомнить до сотни записей. Для увеличения
скорости поворотов визитки мы предложили писать
на другой стороне «перевертышем». Тогда
сокращается движение кистью руки, остаются в
работе только пальцы.
Чтобы ускорить само запоминание и запомнить
надолго, рекомендуем включить еще несколько
видов памяти. Такое включение исподволь
осуществляет «речевая моторика», когда текст
быстро произносится, хотя бы и самым тихим
шепотом, но с движением речевого аппарата.
Возникает необычайный эффект быстрого
запоминания. Шепот кроме моторики напрягает
слуховой анализатор. Тогда анализаторские силы
зрения, слуха и мышечных движений помогают
запоминанию через понимание.
Еще одна мелочь при работе с комплектом
маленьких карточек-помогалочек. Их держат
сначала одной стороной вверх, например, русскими
словами – тем, что проще. Быстро, шепотом
пытаются проговорить текст. Смотрят на вторую
сторону, шепча, и кладут вниз колоды. Так
проделывают 3–5 раз со всем комплектом. При этом
невольно возникает порыв «угадать», что же на
повороте. Только не следует этому порыву
отдавать много времени, напрягать память. Дело
как раз в том, что более длительная память
начинает автоматически включаться на 2-й, 3-й
поворот. И большинство карточек начинает
вспоминаться «не глядя». Однако если поворот не
сделать, не проверить себя, то хороший результат
не будет закрепляться. Раз «пошел по кругу», надо
работу проделать до конца.
Может случиться, что некоторые карточки
запоминаются хуже других. Смущаться не следует. А
следует класть эти «трудные» тексты внутрь
колоды, а не в конец, чтобы они встречались в
несколько раз чаще «простых». Когда все в данном
положении колоды вспоминается «без запинки», то
работу памяти можно усложнить, повернув всю
пачку листочков другой стороной, более сложной. И
опять «прогуляться» три, четыре раза обычным
порядком, закладывая внутрь пачки наиболее
трудно вспоминаемые листочки.
Таймер
Учитель на уроке самоконтроля, предложив
очередное задание, включает таймер – счетчик
времени, проходит по рядам парт и замечает (для
себя) способы подхода учеников к выполнению
данного задания. Кто-то начал правильно, сделал
правильно, уложился в предоставленное время, а
кто-то в чем-то ошибался, пренебрегал
рациональностью, медлил, с трудом вспоминая азы,
и работу закончить не успел. Не имеет никакого
смысла на этом участке пути медлить, тратить
общее время. Учитель просто показывает образец с
минимально кратким анализом разных подходов к
его исполнению. Через такой облегченный вариант
контроля он достигает максимума
образовательного воздействия.
Ученики, которые справились в отведенное время с
заданием, обрадуются успеху. Тем ученикам, что
шли правильным путем, но не уложились во времени,
такая работа служит эмоциональной тренировкой;
регулярные попытки «преодолеть себя» в
благоприятных условиях самоконтроля
безболезненно, безопасно поднимают уровень их
умения справляться с трудностями.
Для тех, что оказались «не на уровне», у учителя
имеется в запасе еще достаточно времени на
работу по теме: еще добрых полсрока. На
тренировке учитель может позволить себе уже
разделение детей в зависимости от результатов
самоконтроля, и никто не может ни на кого
обижаться. Каждый, проверив себя, будет
тренироваться в том, что ему необходимо
исправить или улучшить. Участник любой подгруппы
имеет полное право напрягаться настолько,
насколько ему надо, чтобы переводить себя в более
высокую по уровню знаний подгруппу. Все работают
в открытую, никого не приходится, ни тормозить, ни
подталкивать в его продвижении вперед.
Продолжение в следующем номере
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|