Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
 

Елена ВОРОНИНА,
кандидат социологических наук,
ведущий специалист Южного окружного управления образования
Департамента образования города Москвы

И опыт создания

Оформление титульного листа
Полное название образовательного учреждения, заглавие – Программа развития, в подзаголовке: анализ, концептуальные основы, механизмы реализации на период с 2006 до 2010 года. Важно указать: принята на собрании трудового коллектива такой-то школы такого-то числа.

Рекомендуемая структура
– Миссия школы. Миссия понимается нами как краткое изложение назначения ОУ, его особенностей и стратегического видения конечного результата.
– Проблемно-ориентированный анализ в соответствии с критериями отбора, заявленными в Положении о конкурсном отборе (п.2.2) в динамике за три года. При написании проблемно-ориентированного анализа можно воспользоваться, например, пошаговым механизмом проблемного анализа, приведенного в книге М.М. Поташника «Как подготовить проект на получение грантов», М.: Педагогическое общество России, 2005, стр. 53.
– Концептуальное обоснование стратегии развития, ожидаемый результат.
Обоснование должно включать в себя потребности самого ОУ, выведенные из анализа, приоритеты окружной программы развития образования, городской целевой программы.
– Цели, задачи программы, ее этапы.
– Основные направления программы и механизмы ее реализации. Обращаем внимание на то, что механизмом реализации программы развития принято считать инновационную и экспериментальную деятельность в рамках проектов различных уровней.
– Ресурсное обеспечение. При описании можно использовать материалы Л.М. Плаховой, которая выделяет: административный, кадровый, материально-технический, финансово-экономический, организационный ресурсы, ресурс общественного управления, ресурс безопасности ОУ. Или см. практическое пособие того же автора «Азбука директора школы» вып. 1, 2. (Москва: "Просвещение", 2005)
– Мониторинг эффективности программы. Представляется схема (циклограмма) мониторинга по направлениям развития.
Структура программы общеобразовательной школы №...

Аналитическое и научно-методическое обоснование. Введение. Нормативная основа и принципы программы развития. Анализ результативности образовательного процесса. Обоснование подходов к решению проблем. Миссия, цели, задачи школы, планируемый результат. Критерии эффективности программы развития.
Приложение 1. Основные направления и этапы программы развития, сроки реализации. Структура и содержание инновационной и экспериментальной деятельности. Проект «Информационная образовательная среда».
Приложение 2. Ресурсное обеспечение реализации программы развития. Организационная структура школы, соуправление, система социального партнерства. Структура дополнительного образования. Психолого-педагогическая комфортность условий обучения. Финансово-хозяйственная деятельность. Обеспечение безопасности образовательного процесса.
Приложение 3. Управление реализацией образовательной программы. Структура управления процессами функционирования и развития школы. Организация работы методической службы. Мониторинг образовательного процесса.

Что такое «Анализ состояния образовательного процесса и существующих проблем»
Наибольшую трудность при создании Программы развития школы у педагогов вызывает проблемно-ориентированный анализ, который следует писать в соответствии с критериями отбора, заявленными в Положении (п.2.2). Рекомендуем такую форму:
– Краткая справка по школе. Таблица: год открытия, наполняемость школы по ступеням.
– Характеристика вариативности программ по параллелям: специфика используемых форм и методов обучения, образовательные технологии, формы организации образовательного процесса, итоговой аттестации.
– Описание социального окружения: социальный спектр семей учащихся школы представлен на диаграммах: «Социальные условия в семьях обучаемых», «Спектр занятости и профессиональной ориентации родителей», «Сохранность образовательных потребностей на уровне семьи», «Образовательный ценз родителей обучаемых».
– Итоги опросов родителей, анкетирования учащихся. Диаграммы «Результаты анкетирования родителей и учащихся по вопросу удовлетворенности качеством обучения в школе», «Спектр образовательных предпочтений родителей девятиклассников», «Национальный состав учащихся», «Оценка состояния здоровья детей» – по группам здоровья, по физкультурным группам, по профилям заболеваний.
– Результативность учебной деятельности учащихся. Успеваемость учащихся старшей ступени и средней. Диаграмма «Динамика успешности обучения учащихся второй и третьей ступени»: учебный год, успеваемость, количество учащихся на «4» и «5», медалистов. Диаграмма «Динамика участия учащихся в предметных олимпиадах»: тур (школьный, окружной, городской, всероссийский, международный), участники и победители – по годам. Диаграммы «Уровень успешности обучения в профильных классах» и «Динамика поступления в вузы (по профилям)».
– Изучение состояния учебной мотивации обучаемых. Таблица: классы, количество учащихся, соответствующих данным уровням мотивации – низкий, допустимый, высокий.
– Проблемы и направления изменений школы, пути их решения. Таблица: проблема современного состояния образовательного процесса и направление изменений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru