Вторая тетрадь
школьное дело
|
ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
Елена ВОРОНИНА,
кандидат социологических наук,
ведущий специалист Южного окружного управления
образования
Департамента образования города Москвы
И опыт создания
Оформление титульного листа
Полное название образовательного учреждения,
заглавие – Программа развития, в подзаголовке:
анализ, концептуальные основы, механизмы
реализации на период с 2006 до 2010 года. Важно
указать: принята на собрании трудового
коллектива такой-то школы такого-то числа.
Рекомендуемая структура
– Миссия школы. Миссия понимается нами как
краткое изложение назначения ОУ, его
особенностей и стратегического видения
конечного результата.
– Проблемно-ориентированный анализ в
соответствии с критериями отбора, заявленными в
Положении о конкурсном отборе (п.2.2) в динамике за
три года. При написании
проблемно-ориентированного анализа можно
воспользоваться, например, пошаговым механизмом
проблемного анализа, приведенного в книге М.М.
Поташника «Как подготовить проект на получение
грантов», М.: Педагогическое общество России, 2005,
стр. 53.
– Концептуальное обоснование стратегии
развития, ожидаемый результат.
Обоснование должно включать в себя потребности
самого ОУ, выведенные из анализа, приоритеты
окружной программы развития образования,
городской целевой программы.
– Цели, задачи программы, ее этапы.
– Основные направления программы и механизмы ее
реализации. Обращаем внимание на то, что
механизмом реализации программы развития
принято считать инновационную и
экспериментальную деятельность в рамках
проектов различных уровней.
– Ресурсное обеспечение. При описании можно
использовать материалы Л.М. Плаховой, которая
выделяет: административный, кадровый,
материально-технический,
финансово-экономический, организационный
ресурсы, ресурс общественного управления, ресурс
безопасности ОУ. Или см. практическое пособие
того же автора «Азбука директора школы» вып.
1, 2. (Москва: "Просвещение", 2005)
– Мониторинг эффективности программы.
Представляется схема (циклограмма) мониторинга
по направлениям развития.
Структура программы общеобразовательной школы
№...
Аналитическое и научно-методическое
обоснование. Введение. Нормативная основа и
принципы программы развития. Анализ
результативности образовательного процесса.
Обоснование подходов к решению проблем. Миссия,
цели, задачи школы, планируемый результат.
Критерии эффективности программы развития.
Приложение 1. Основные направления и этапы
программы развития, сроки реализации. Структура
и содержание инновационной и экспериментальной
деятельности. Проект «Информационная
образовательная среда».
Приложение 2. Ресурсное обеспечение реализации
программы развития. Организационная структура
школы, соуправление, система социального
партнерства. Структура дополнительного
образования. Психолого-педагогическая
комфортность условий обучения.
Финансово-хозяйственная деятельность.
Обеспечение безопасности образовательного
процесса.
Приложение 3. Управление реализацией
образовательной программы. Структура управления
процессами функционирования и развития школы.
Организация работы методической службы.
Мониторинг образовательного процесса.
Что такое «Анализ состояния
образовательного процесса и существующих
проблем»
Наибольшую трудность при создании Программы
развития школы у педагогов вызывает
проблемно-ориентированный анализ, который
следует писать в соответствии с критериями
отбора, заявленными в Положении (п.2.2).
Рекомендуем такую форму:
– Краткая справка по школе. Таблица: год
открытия, наполняемость школы по ступеням.
– Характеристика вариативности программ по
параллелям: специфика используемых форм и
методов обучения, образовательные технологии,
формы организации образовательного процесса,
итоговой аттестации.
– Описание социального окружения: социальный
спектр семей учащихся школы представлен на
диаграммах: «Социальные условия в семьях
обучаемых», «Спектр занятости и
профессиональной ориентации родителей»,
«Сохранность образовательных потребностей на
уровне семьи», «Образовательный ценз родителей
обучаемых».
– Итоги опросов родителей, анкетирования
учащихся. Диаграммы «Результаты анкетирования
родителей и учащихся по вопросу
удовлетворенности качеством обучения в школе»,
«Спектр образовательных предпочтений родителей
девятиклассников», «Национальный состав
учащихся», «Оценка состояния здоровья
детей» – по группам здоровья, по
физкультурным группам, по профилям заболеваний.
– Результативность учебной деятельности
учащихся. Успеваемость учащихся старшей ступени
и средней. Диаграмма «Динамика успешности
обучения учащихся второй и третьей ступени»:
учебный год, успеваемость, количество учащихся
на «4» и «5», медалистов. Диаграмма «Динамика
участия учащихся в предметных олимпиадах»: тур
(школьный, окружной, городской, всероссийский,
международный), участники и победители – по
годам. Диаграммы «Уровень успешности обучения в
профильных классах» и «Динамика поступления в
вузы (по профилям)».
– Изучение состояния учебной мотивации
обучаемых. Таблица: классы, количество учащихся,
соответствующих данным уровням мотивации –
низкий, допустимый, высокий.
– Проблемы и направления изменений школы,
пути их решения. Таблица: проблема современного
состояния образовательного процесса и
направление изменений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|