Вторая тетрадь
школьное дело
|
ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
Владислав РЕДЮХИН,
эксперт
Методика разработки
Методика разработки Программы развития
образовательного учреждения, содержащей систему
показателей достижения запланированных
результатов, выглядит так.
Сначала анализ сложившейся ситуации. Какова она
в школе? Но не только. Какова она вокруг школы – в
тех масштабах, куда проникает взгляд
руководителя, и в тех «высотах», откуда на школу
действуют разные субъекты влияния.
Затем выработка текста Программы развития. И тут
первый совет: обратите внимание на то, что, при
всем многообразии школ и их программ, структура
разделов программ развития одна – как для
образовательных учреждений, так и для
муниципальных, региональных, федеральных.
Самое сложное при написании Программы развития
– обеспечить целостность и логическую связность
ее составляющих частей. Соответствие целей
задачам. Задач – результатам. Результатов –
затратам. Эта сложность преодолима, если
воспользоваться методикой разработки Программы
развития образовательного учреждения,
содержащей систему показателей достижения
запланированных результатов.
Таблица 1: выбор приоритетов
Вопрос о том, какие проблемы образования должна
решить школа путем реализации Программы
развития, связан с ценностями тех, кто программу
составляет, и тех, кто программу финансирует. Для
обозримости выборов в два столбца выписываются
выявленные проблемы и показатели и индикаторы их
наличия.
Таблица 2: частные цели
Когда приоритетные направления развития вашей
школы выписаны в столбец, по строкам перечислите
субъектов, влияющих на эти проблемы:
вышестоящих – федеральных, региональных,
муниципальных, а также тех, кто входит в ведение
школы – педагогов, родителей, учащихся. На
пересечении возникают частные цели программы.
Формулировка целей доводится до варианта, когда
результат достижения каждой цели является
возможным и измеримым.
Таблица 3: задачи
На третьем шаге методики цели сопоставляются с
имеющимися ресурсами – на пересечении возникают
задачи. Остаются только реальные, достижимые
задачи, результат решения которых можно
измерить.
Таблица 4: план
Каждой задаче приписывается ответственный за ее
решение и результат. Их может быть несколько.
Таблица представляет собой хорошо известный
план-график, или календарный план с описанием
планируемых результатов.
Таблица 5: нормативы и стандарты
Теперь каждый результат сопоставляется с
имеющимся или требуемым нормативом. Ими могут
стать любые стандарты. В настоящее время
отсутствуют стандарты профессии учителя,
директора. Нет и стандарта школы или органа
исполнительной власти. Их разработка может
происходить на мероприятиях, заложенных в
план-график программы.
Материал подготовлен по докладу на
семинаре Сети консультантов
по организационному развитию ODN.
Авторскую версию читайте, пожалуйста, на сайте
http://pedsovet.org/forum/index
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|