Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Вторая тетрадь
школьное дело

ВЫПУСКНЫЕ-2006
 

Людмила КОЖУРИНА

История и литература по новым правилам

Апрель. Экзамены не за горами. Смотр знаний, парад показателей, аттестационное пиршество. По традиции в эти весенние дни нашим выпускникам преподносятся ежегодные управленческие сюрпризы, к которым школы никак не могут привыкнуть.
На прошлой неделе, например, стало известно об отмене традиционных устных вступительных экзаменов по истории в высшие учебные заведения страны. Отныне история будет приниматься только в форме ЕГЭ, даже если поступающий приехал из региона, где единый экзамен по истории еще не внедрили, или если он поступает не сразу после школы. Сделано это для «выравнивания шансов молодых людей и упрощения процедуры поступления». Но не поздно ли юному историку отбросить книги и статьи и начать зубрить имена и даты? Ведь в школах сроки записи на ЕГЭ закончились еще в январе, и по положению ученик может в любой момент отказаться от участия, но не вписаться! Поздно. В том и сюрприз.
В начале апреля на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки был опубликован обновленный на 20% перечень тем сочинений для подготовки к экзамену по русскому языку и литературе. На этом же сайте, в некотором отдалении от списка, размещен Порядок проведения письменного экзамена выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном году. Дается ссылка на Письмо от 07.03.2006 №01-127/08-01 и говорится: «Экзамен выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном году проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику), а также в форме ЕГЭ».
В форме ЕГЭ? Означает ли это, что выпускник-2006 на законных основаниях может не писать выпускное сочинение? С этим вопросом мы обратились в Федеральную службу по надзору в сфере образования. Специалист Игорь Круглинский дал ответ:
– Вопрос о том, как сдавать выпускной экзамен по литературе, письменно или устно, решается на местах, в субъектах Федерации. Можно не писать сочинение или изложение, а вместо этого сдавать два экзамена: ЕГЭ по русскому и экзамен по литературе в любой из предусмотренных форм.
По словам Игоря Константиновича, некоторые регионы уже сделали выбор в пользу тестирования.
И впрямь, кто же выберет сложный путь, если предлагается более легкий? Разве ученики гуманитарных классов, нацеленные на творческие профессии. И некоторые учителя – с них снимается колоссальная ответственность за состояние письменной речи учеников: бесконечные проверки детских текстов, редактирование, перепроверки… Да что там говорить, вокруг сочинений роится вся деятельность словесника: походы ли, экскурсии, книжки, картины, музыка – только бы писали, а значит – думали, переживали, развивались.
...Сочинение уходит. У него почти нет шансов выжить в ситуации «тесты вместо традиционных экзаменов». Не ставит ли эта новость под сомнение сложившееся в нашем обществе представление о том, что такое культура, личность, история, образованный человек, наконец?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru