Первая тетрадь
политика образования
|
Марафон продолжается
Еще 10 дней позади
Уже почти три недели в Московском
городском Доме учителя собираются педагоги со
всей страны. Сменяют друг друга «круглые столы»,
семинары, мастер-классы и открытые уроки…
Программы по некоторым предметам настолько
обширны, что их уже невозможно уложить даже в
двадцать четыре часа! Поэтому в нынешнем году
математике, английскому языку и начальной школе
отведено по два дня. И, конечно же, каждое утро
участников встречают новые книги на прилавках
издательств учебной литературы, которым отведен
самый главный зал – Большой!
23 марта – День учителя химии
В этот день, как ни странно, учителей
интересовали не тонкости изучения цис- и
трансизомеров вкупе с глюкозой и прочими
химическими прелестями. Озадачило педагогов
Министерство образования и науки: в новом БУПе
часов на преподавание химии стало значительно
меньше. И всех волновал один вопрос: как теперь
успеть пройти с учениками весь материал?
– В этой ситуации могут помочь элективные курсы,
– посоветовал кандидат педагогических наук Олег
Габриелян. – В основной школе должны
изучаться элективы разных типов. Это и
развивающие познавательный интерес к химии, и
объединяющие знания смежных дисциплин, и
конечно, прикладные курсы – ведь они показывают
детям связь предмета с жизнью. Например, “Химия и
пища”, “Химия и здоровье”.
Одновременно с выступлением Габриеляна
разворачивалась выставка учебных пособий для
профильного обучения. Химики смогли подержать в
руках новые образцы лабораторного оборудования
– например, уникальную индикаторную трубку для
исследования химического состава воздушной
среды или ранцевую полевую лабораторию для
исследования различных элементов почвы.
24 марта – День учителя физики
Физики в отличие от химиков проблемой БУПа не
задавались: судя по всему, им стало известно
секретное распоряжение министерства
преподавать в школе только физику! Иначе как
объяснить все эти сообщающиеся сосуды и
маятники, установки для запуска гигантских
мыльных пузырей, заполнившие Дом учителя,
викторины, в которых на равных участвовали и
учителя, и дети? Карнавал, бразильская фиеста на
физический лад, и только!
Стержнем “научной“ части дня стал мастер-класс
“От традиционного урока к современным
технологиям”.
Доктор педагогических наук Галина Степанова
начала с зари книгопечатания и Яна Амоса
Коменского. И объяснила, почему традиционный
урок сложился именно таким, каким мы его знаем. Но
в XXI веке с развитием техники и средств
распространения информации у педагогов возникло
сомнение: нужно ли “всех учить всему”, как
завещал нам Коменский.
– Традиционная проверка домашнего задания
сегодня сильно затруднена, – отметила она. –
Прежде всего потому, что, по данным исследований,
его выполняют лишь 5% учеников. Информация,
представляемая учителем, сильно проигрывает в
сравнении с компьютером и телевидением. Школа
утратила функцию главного источника информации.
Зато мы можем помочь ребенку превратить
разрозненные сведения в собственное знание!
27 и 28 марта – Дни учителя математики
День учителя математики в этом году проходил –
так бывает только на педагогическом марафоне – в
два дня! День первый был отдан во власть углов,
биссектрис, тетраэдров и меридианов – всему
богатству царства геометрии.
В Голубой гостиной кипели страсти вокруг темы
«Непрерывное изучение стереометрии в основной и
старшей школе».
– А вот эту задачу детям очень легко представить,
– рассказывал Валерий Рыжик, учитель питерского
лицея «Физико-техническая школа». – Я их
спрашиваю: когда вы залезаете на дерево, лежащее
внизу бревно становится все меньше? Они говорят
– конечно, это ж бревно, что тут непонятного?
В зале дружно засмеялись.
– Спрашиваю – почему? – продолжал Валерий Рыжик.
– Они пытаются объяснить, и тут начинается
изучение стереометрии.
Второй день математики начался собранно и
по-деловому. Наговорившиеся за первый день
учителя, сверившись с программой дня,
расходились по аудиториям. Кто-то сразу шел в
Малый зал – на лекцию «Электронная система
аттестации школ “Школьный мониторинг”». Другие
шли в Паркетный зал, где начиналась лекция “О
результатах международного исследования PISA по
математике”.
– Не стоит считать, что наша страна полностью
провалила исследование, – рассказывала Клара
Краснянская, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО.
– По отдельным параметрам у нас были почти
максимальные результаты. Например, наши
школьники очень хорошо прорешали блок заданий на
числа. А вот задачи по комбинаторике, статистике,
вероятностям оказались очень трудными…
29 марта – День учителя информатики
Задача дня была сформулирована так:
представить учителям самые разнообразные
элективные курсы по информатике. Судя по тому,
как проходил день, с этой идеей устроители попали
в самую точку.
– Первоначальный интерес ребят к компьютерным
технологиям огромен, – рассказывал кандидат
физико-математических наук Станислав Переверзев
на лекции “Анимация в Microsoft Flash”. – Конечно,
это прежде всего увлечение играми. Но надо
подхватить эту волну интереса: “А ты сам хотел бы
создать игру?” – и “подсунуть” ему Photoshop или
Flash, ведь это действительно интересно!
В Голубой гостиной издательство “Просвещение”
презентовало пропедевтические курсы по
информатике в начальной школе.
– Самое благодатное поле для маленьких детей при
изучении информатики – язык, – рассказывала
Е.С.Архипова, представлявшая курсы. – Родной-то
язык ребята знают! Это знание можно успешно
использовать при изучении информатики: учить
формальному описанию, например, и получать
знакомое и забавное слово. Малыши всегда бывают
рады этому.
30–31 марта – Дни учителя английского языка
Темой первого дня неожиданно оказался не
единый государственный экзамен по английскому,
которому было посвящено целых три семинара, а
изучение языка, методика преподавания как
таковая, технологии взаимодействия со
школьниками, осознание культурологических и
лингвистических изменений, которые происходят в
английском языке. Об этом говорили везде: на
заседаниях рабочих групп, на тренингах и
семинарах.
В Малом зале рабочая группа “Discovery techniques in EFL
classroom” (Новые технологии в изучении английского
как иностранного языка) под руководством Каралин
Буши, старшей научной сотрудницы Американского
посольства в Москве, обсуждала неправильности
произношения, грамматические неточности и тому
подобные “просчеты”, за которые принято
“карать” на экзаменах. “Если язык не
изменяется, значит, он умер”, – сказала Буши в
заключительной части своего выступления.
Ключевыми понятиями второго Дня учителя
английского языка стали игра и групповая работа.
Зачем ребенку учить чужой язык? Чтобы сказать
по-английски то, что он уже сто раз говорил
по-русски: “Меня зовут Петя”? Вряд ли это увлечет
малыша. А вот если с помощью английского языка он
познакомится с героями иноземных книг,
мультфильмов, тогда борьба с трудными звуками и
буквами покажется не напрасной. Именно эту идею
положил в основу своего УМК
(учебно-методического комплекта) “The World of English”
профессор Владимир Кузовлев. Особенное внимание
он уделил учебнику для начинающих. “Первый год
изучения языка – самый важный, – считает автор.
– Если у детей сразу не появится интерес к
предмету, если они сразу не почувствуют себя
способными, успешными, они просто не станут
дальше учиться”.
3 апреля – День учителя немецкого языка
Как увлечь школьников изучением иностранного
языка? Методисты и авторы учебников дали
множество ответов на этот вопрос. На марафоне
свой, и весьма неожиданный вариант представили
составители учебно-методического комплекта по
немецкому языку “Alles klar!”. Российским подросткам
интересны прежде всего их сверстники за рубежом,
а уже потом прекрасные готические соборы и виды
гор Саксонской Швейцарии, считают они.
Поэтому из книг “Alles klar!” можно узнать, что у
германских школьников нет такого понятия
“нелюбимый предмет”. Они увлекаются
коллекционированием, причем предметы
собирательства могут стать для их владельца
основой собственного школьного бизнеса. А еще
каждый немецкий школьник владеет языком без слов
– жестами, с помощью которых, не нарушая
дисциплину в классе, можно понять друг друга,
особенно во время контрольной работы.
Галина Яцковская, автор нового курса “Wunderkinder”,
построила свой учебник на схожих принципах.
Особенности культуры и быта – вот что в первую
очередь бросается в глаза россиянке Алене,
персонажу учебника Яцковской, оказавшейся в
провинциальном немецком городке. Оказывается,
немцы с утра идут в булочную за свежеиспеченным
хлебом, оказывается, бутерброды у них не такие,
как у нас, и в декабре может совсем не быть снега!
4 апреля – День учителя французского языка
Учителей французского языка волновала та же
проблема, что и их коллег – преподавателей
немецкого. Не случайно день открылся лекцией
Татьяны Чистяковой, методиста из
Санкт-Петербурга: “Европейские тенденции в
преподавании французского языка”.
Выступление Чистякова начала с пятиминутного
монолога на французском языке.
– Вот это настоящий методист: и знания, и
произношение! – рассуждали учителя, выходя из
Малого зала по окончании лекции. Впрочем,
материала для обсуждения у них было куда больше…
Как выяснилось, более чем у 10% учеников
европейских школ первый язык не тот, на котором
они говорят в местном сообществе. И эта цифра
быстро растет.
– Интерес к языковому образованию высок не
только в Англии, но и в других европейских
странах, – подчеркнула Татьяна Чистякова. –
Например, формула языкового образования
президента Франции Жака Ширака – “Родной язык
плюс еще два”.
– Давайте проследим, как менялись приоритеты в
преподавании французского языка, – предложила
учителям Алла Шейнина, специальный
корреспондент газеты “La Langue Francaise”. – В XIX веке
основой преподавания иностранного языка была
грамматика. Вокруг нее крутилось все остальное. В
начале XX века центральное место в преподавании
заняла лексика, затем обучали по моделям. Сегодня
же референтной точкой в обучении иностранному
языку становится не грамматика, не лексика, не
тема, а синтез всего перечисленного.
5 апреля – День учителя физической культуры
– Урок физкультуры – это не привычный класс с
партами, а иное пространство, иные герои, –
рассказывал коллегам Дмитрий Бесполов, учитель
высшей категории. – Это урок слияния со своим
телом. Нужен только шанс почувствовать его
возможности и начать развивать их.
Дмитрий Бесполов проводил мастерскую
“Физкультура для жизни”. Идеи, положенные в
основу его лекции, появились тогда, когда в
московскую 335-ю школу приехали по обмену
преподаватели физкультуры из Норвегии.
…На экране – кадры из норвежского фильма.
Будущие школьные преподаватели – молодые юноши
и девушки творят из подручных материалов
спортивный инвентарь. Например, что для урока
физкультуры сделали бы вы из старых газет и
скотча? Норвежцы как минимум придумывают мяч и
гимнастическую палку. А если мяч сделать
потяжелее, то он сойдет и за гандбольный.
Теперь такие мини-проекты внутри урока
физкультуры стали привычны и для ребят из 335-й.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|