Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования


 

Марафон продолжается

Еще 10 дней позади

Уже почти три недели в Московском городском Доме учителя собираются педагоги со всей страны. Сменяют друг друга «круглые столы», семинары, мастер-классы и открытые уроки… Программы по некоторым предметам настолько обширны, что их уже невозможно уложить даже в двадцать четыре часа! Поэтому в нынешнем году математике, английскому языку и начальной школе отведено по два дня. И, конечно же, каждое утро участников встречают новые книги на прилавках издательств учебной литературы, которым отведен самый главный зал – Большой!

23 марта – День учителя химии

В этот день, как ни странно, учителей интересовали не тонкости изучения цис- и трансизомеров вкупе с глюкозой и прочими химическими прелестями. Озадачило педагогов Министерство образования и науки: в новом БУПе часов на преподавание химии стало значительно меньше. И всех волновал один вопрос: как теперь успеть пройти с учениками весь материал?
– В этой ситуации могут помочь элективные курсы, – посоветовал кандидат педагогических наук Олег Габриелян. – В основной школе должны изучаться элективы разных типов. Это и развивающие познавательный интерес к химии, и объединяющие знания смежных дисциплин, и конечно, прикладные курсы – ведь они показывают детям связь предмета с жизнью. Например, “Химия и пища”, “Химия и здоровье”.
Одновременно с выступлением Габриеляна разворачивалась выставка учебных пособий для профильного обучения. Химики смогли подержать в руках новые образцы лабораторного оборудования – например, уникальную индикаторную трубку для исследования химического состава воздушной среды или ранцевую полевую лабораторию для исследования различных элементов почвы.

24 марта – День учителя физики

Физики в отличие от химиков проблемой БУПа не задавались: судя по всему, им стало известно секретное распоряжение министерства преподавать в школе только физику! Иначе как объяснить все эти сообщающиеся сосуды и маятники, установки для запуска гигантских мыльных пузырей, заполнившие Дом учителя, викторины, в которых на равных участвовали и учителя, и дети? Карнавал, бразильская фиеста на физический лад, и только!
Стержнем “научной“ части дня стал мастер-класс “От традиционного урока к современным технологиям”.
Доктор педагогических наук Галина Степанова начала с зари книгопечатания и Яна Амоса Коменского. И объяснила, почему традиционный урок сложился именно таким, каким мы его знаем. Но в XXI веке с развитием техники и средств распространения информации у педагогов возникло сомнение: нужно ли “всех учить всему”, как завещал нам Коменский.
– Традиционная проверка домашнего задания сегодня сильно затруднена, – отметила она. – Прежде всего потому, что, по данным исследований, его выполняют лишь 5% учеников. Информация, представляемая учителем, сильно проигрывает в сравнении с компьютером и телевидением. Школа утратила функцию главного источника информации. Зато мы можем помочь ребенку превратить разрозненные сведения в собственное знание!

27 и 28 марта – Дни учителя математики

День учителя математики в этом году проходил – так бывает только на педагогическом марафоне – в два дня! День первый был отдан во власть углов, биссектрис, тетраэдров и меридианов – всему богатству царства геометрии.
В Голубой гостиной кипели страсти вокруг темы «Непрерывное изучение стереометрии в основной и старшей школе».
– А вот эту задачу детям очень легко представить, – рассказывал Валерий Рыжик, учитель питерского лицея «Физико-техническая школа». – Я их спрашиваю: когда вы залезаете на дерево, лежащее внизу бревно становится все меньше? Они говорят – конечно, это ж бревно, что тут непонятного?
В зале дружно засмеялись.
– Спрашиваю – почему? – продолжал Валерий Рыжик. – Они пытаются объяснить, и тут начинается изучение стереометрии.
Второй день математики начался собранно и по-деловому. Наговорившиеся за первый день учителя, сверившись с программой дня, расходились по аудиториям. Кто-то сразу шел в Малый зал – на лекцию «Электронная система аттестации школ “Школьный мониторинг”». Другие шли в Паркетный зал, где начиналась лекция “О результатах международного исследования PISA по математике”.
– Не стоит считать, что наша страна полностью провалила исследование, – рассказывала Клара Краснянская, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО. – По отдельным параметрам у нас были почти максимальные результаты. Например, наши школьники очень хорошо прорешали блок заданий на числа. А вот задачи по комбинаторике, статистике, вероятностям оказались очень трудными…

29 марта – День учителя информатики

Задача дня была сформулирована так: представить учителям самые разнообразные элективные курсы по информатике. Судя по тому, как проходил день, с этой идеей устроители попали в самую точку.
– Первоначальный интерес ребят к компьютерным технологиям огромен, – рассказывал кандидат физико-математических наук Станислав Переверзев на лекции “Анимация в Microsoft Flash”. – Конечно, это прежде всего увлечение играми. Но надо подхватить эту волну интереса: “А ты сам хотел бы создать игру?” – и “подсунуть” ему Photoshop или Flash, ведь это действительно интересно!
В Голубой гостиной издательство “Просвещение” презентовало пропедевтические курсы по информатике в начальной школе.
– Самое благодатное поле для маленьких детей при изучении информатики – язык, – рассказывала Е.С.Архипова, представлявшая курсы. – Родной-то язык ребята знают! Это знание можно успешно использовать при изучении информатики: учить формальному описанию, например, и получать знакомое и забавное слово. Малыши всегда бывают рады этому.

30–31 марта – Дни учителя английского языка

Темой первого дня неожиданно оказался не единый государственный экзамен по английскому, которому было посвящено целых три семинара, а изучение языка, методика преподавания как таковая, технологии взаимодействия со школьниками, осознание культурологических и лингвистических изменений, которые происходят в английском языке. Об этом говорили везде: на заседаниях рабочих групп, на тренингах и семинарах.
В Малом зале рабочая группа “Discovery techniques in EFL classroom” (Новые технологии в изучении английского как иностранного языка) под руководством Каралин Буши, старшей научной сотрудницы Американского посольства в Москве, обсуждала неправильности произношения, грамматические неточности и тому подобные “просчеты”, за которые принято “карать” на экзаменах. “Если язык не изменяется, значит, он умер”, – сказала Буши в заключительной части своего выступления.
Ключевыми понятиями второго Дня учителя английского языка стали игра и групповая работа.
Зачем ребенку учить чужой язык? Чтобы сказать по-английски то, что он уже сто раз говорил по-русски: “Меня зовут Петя”? Вряд ли это увлечет малыша. А вот если с помощью английского языка он познакомится с героями иноземных книг, мультфильмов, тогда борьба с трудными звуками и буквами покажется не напрасной. Именно эту идею положил в основу своего УМК (учебно-методического комплекта) “The World of English” профессор Владимир Кузовлев. Особенное внимание он уделил учебнику для начинающих. “Первый год изучения языка – самый важный, – считает автор. – Если у детей сразу не появится интерес к предмету, если они сразу не почувствуют себя способными, успешными, они просто не станут дальше учиться”.

3 апреля – День учителя немецкого языка

Как увлечь школьников изучением иностранного языка? Методисты и авторы учебников дали множество ответов на этот вопрос. На марафоне свой, и весьма неожиданный вариант представили составители учебно-методического комплекта по немецкому языку “Alles klar!”. Российским подросткам интересны прежде всего их сверстники за рубежом, а уже потом прекрасные готические соборы и виды гор Саксонской Швейцарии, считают они.
Поэтому из книг “Alles klar!” можно узнать, что у германских школьников нет такого понятия “нелюбимый предмет”. Они увлекаются коллекционированием, причем предметы собирательства могут стать для их владельца основой собственного школьного бизнеса. А еще каждый немецкий школьник владеет языком без слов – жестами, с помощью которых, не нарушая дисциплину в классе, можно понять друг друга, особенно во время контрольной работы.
Галина Яцковская, автор нового курса “Wunderkinder”, построила свой учебник на схожих принципах. Особенности культуры и быта – вот что в первую очередь бросается в глаза россиянке Алене, персонажу учебника Яцковской, оказавшейся в провинциальном немецком городке. Оказывается, немцы с утра идут в булочную за свежеиспеченным хлебом, оказывается, бутерброды у них не такие, как у нас, и в декабре может совсем не быть снега!

4 апреля – День учителя французского языка

Учителей французского языка волновала та же проблема, что и их коллег – преподавателей немецкого. Не случайно день открылся лекцией Татьяны Чистяковой, методиста из Санкт-Петербурга: “Европейские тенденции в преподавании французского языка”.
Выступление Чистякова начала с пятиминутного монолога на французском языке.
– Вот это настоящий методист: и знания, и произношение! – рассуждали учителя, выходя из Малого зала по окончании лекции. Впрочем, материала для обсуждения у них было куда больше…
Как выяснилось, более чем у 10% учеников европейских школ первый язык не тот, на котором они говорят в местном сообществе. И эта цифра быстро растет.
– Интерес к языковому образованию высок не только в Англии, но и в других европейских странах, – подчеркнула Татьяна Чистякова. – Например, формула языкового образования президента Франции Жака Ширака – “Родной язык плюс еще два”.
– Давайте проследим, как менялись приоритеты в преподавании французского языка, – предложила учителям Алла Шейнина, специальный корреспондент газеты “La Langue Francaise”. – В XIX веке основой преподавания иностранного языка была грамматика. Вокруг нее крутилось все остальное. В начале XX века центральное место в преподавании заняла лексика, затем обучали по моделям. Сегодня же референтной точкой в обучении иностранному языку становится не грамматика, не лексика, не тема, а синтез всего перечисленного.

5 апреля – День учителя физической культуры

– Урок физкультуры – это не привычный класс с партами, а иное пространство, иные герои, – рассказывал коллегам Дмитрий Бесполов, учитель высшей категории. – Это урок слияния со своим телом. Нужен только шанс почувствовать его возможности и начать развивать их.
Дмитрий Бесполов проводил мастерскую “Физкультура для жизни”. Идеи, положенные в основу его лекции, появились тогда, когда в московскую 335-ю школу приехали по обмену преподаватели физкультуры из Норвегии.
…На экране – кадры из норвежского фильма. Будущие школьные преподаватели – молодые юноши и девушки творят из подручных материалов спортивный инвентарь. Например, что для урока физкультуры сделали бы вы из старых газет и скотча? Норвежцы как минимум придумывают мяч и гимнастическую палку. А если мяч сделать потяжелее, то он сойдет и за гандбольный.
Теперь такие мини-проекты внутри урока физкультуры стали привычны и для ребят из 335-й.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru