Третья тетрадь
детный мир
|
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Всеволод ПЕЖЕМСКИЙ
Санкт-Петербург
Не актер, не штурман и не фотограф...
Найти для подростка настоящее дело
трудно. Но именно оно потом может определить его
жизненный путь
Мы, взрослые, почему-то плохо понимаем, как
чувствует себя подросток. Психологи и педагоги
никогда не спорят о старшем юношеском возрасте.
Для юноши на первом месте са-
моопределение, поиск профессии. А вот с ведущим
типом деятельности в подростковом возрасте
выходит неувязка. Вроде бы для подростков
главное – общение. Но попробуйте пообщайтесь с
ними – сразу заметите, что это правило на вас не
распространяется: для большинства подростков
родители и учителя не входят в состав значимой
группы и не являются авторитетом.
Так что, на мой взгляд, правы те, кто говорит, что
для подростка ведущий тип деятельности –
общение в референтной группе. Хоть и звучит
коряво. Отсюда все неформальные организации,
молодежные группировки, но – и скаутинг, и
волонтерское движение. Когда складывается
коллектив, где в основе гуманистические
отношения (все по-доброму относятся друг к другу),
где царит атмосфера толерантности (тебя
принимают таким, какой ты есть), но есть
дисциплина (рамки, за которые нельзя выходить), в
таком коллективе подросток раскрывается.
В нашем археологическом клубе
подростки получают опыт совершенно других
отношений со сверстниками, вне стандартной
модели учитель–ученики. Для них невероятно
важно общественное мнение. Но не всего общества,
а той группы, с которой они себя идентифицируют.
Может, поэтому к нам куда чаще приходят именно
слабые ребята, которые по жизни уже привыкли к
роли подавляемых. Так было и с Борей. Его
воспитывала одна мама, с которой у Бори
установились очень скверные отношения. Мама лишь
способствовала его слабости, опуская самооценку
мальчишки все ниже своей постоянной критикой.
Оказавшись в экспедиции, Боря, привыкший к роли
изгоя, нередко плакал в палатке, но терпел. На
раскопках работал посредственно. В течение двух
лет он попробовал себя актером в
видеопостановке, штурманом в группе разведки,
фотографом, исследователем древностей. И ничего
у него толком не получилось и по-настоящему не
заинтересовало.
Мне звонила его мама и изводила жалобами на
бестолкового сына. Я и сам не понимал, что делать.
А ответ, оказывается, лежал на поверхности. У Бори
прекрасно получались работы по кухне. В магазине,
когда мы закупали продукты для похода, он лихо
подсчитывал суммы, предлагал варианты покупок. В
конце концов я предложил ему еще одну роль –
лагерного завхоза. Предложил от безысходности,
поскольку никто им становиться не хотел. Или не
получалось. А у Бори случился прорыв – он взялся
за новое дело с интересом и совершенно
неожиданной ответственностью.
В лагере установился порядок, продукты не
портились, никто не оставался голодным. Я стал
доверять Боре деньги. Он не обманул меня ни разу и
не потратил ни копейки из общественных денег на
личные нужды. А дальше произошло самое важное –
Боря как завхоз начал приобретать доверие и
уважение у ребят, стал интересен им и как
личность, нашел себе друзей.
А потом Боря сам выбрал профессию. Отказался от
поступления в военное училище и пошел в
кулинарный техникум на отделение управления
организацией общественного питания. В первый раз
в опыте клуба занятия ребенка в такой мере
определили его жизненный путь.
Слабый ребенок непременно вживается в свою роль
– роль жертвы. Она его не устраивает, но сам он не
может бороться за большее. Роль педагога здесь –
предложить такому ребенку специфическое поле
деятельности, в котором он сможет реализовать
себя. Может быть, искать придется долго. Но это
будет настоящая, действенная помощь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|