Третья тетрадь
детный мир
|
В ожидании ответа
Вопросы, которые, может быть,
никогда не будут нам заданы...
Однажды я спросила себя: «Какой вопрос
сейчас во мне живет?» С тех пор очень бережно их
встречаю и размещаю внутри себя. Не всегда
отвечаю. Стараюсь слышать. Иногда не один год.
Часто думаю: «почему учителя говорят “Открыли
тетради” в прошедшем времени, невольно допуская
приказной тон? Что такое рефлексия человечества?
Возможно ли создать карту месторождений игрушки?
В чем главная тайна детской игры? Что происходит
с маленькими “почемучками”, когда они
становятся старшеклассниками? Нужны ли им ответы
даже самых близких людей, или это те мучительные
вопросы, которые они решают, пока не вырастут?..
Как-то во время занятий с десятиклассниками я
обронила фразу, что вопрос, заданный человеком,
иногда больше о нем говорит, чем ответ. Ребятам
стало интересно найти в себе и назвать этот
важный вопрос.
Их разрешение поделиться своими вопросами можно
рассматривать как чудесный подарок из мира
сокровенного…
Почему взрослые ругают детей, хотя любят
их?
Почему взаимопонимание между детьми и их
родителями сейчас большая редкость? Разве нельзя
больше общаться со своими детьми, доверять друг
другу? Родители говорят: если доверять, то дети
будут заниматься на улице со своими друзьями
темными делами. И при этом спрашивают, почему нас,
детей, так тянет на улицу? А на улицу нас тянет
потому, что на улице друзья. Мы можем рассказать
им все что угодно, и они нас поймут. А родители
мало того что недослушивают своих детей, но и еще
говорят, что это ерунда. Но для нас это же может
быть очень важно!
Почему взрослые не понимают, как трудно в школе?
Не доверяют детям?
Почему уроки рисования только в младших классах?
Узнать неловко. Подумают – маленький.
Почему взрослые почти везде не обращают
внимания, когда ребята ругаются? Они боятся?
Почему у меня вообще нет вопросов?
Почему взрослые так любят слово “надо”?
Например: наша повинность писать сочинения. Но
нет толчка творческого. Есть слово “надо”. Надо
написать, например, к среде, и все тут.
Почему взрослые всегда думают, что умнее детей?
Зачем я нужен? Что со мной будет дальше?
Почему есть два мира: ребенка, со своими
правилами, и взрослого – с ихними?
Иду в школу и часто думаю: кто для учителей важнее
– хороший ученик или хороший человек?
Почему, чтобы чему-то научиться, мы должны
платить бешеные деньги?
Почему люди стали безразличны друг другу? И им
все равно, что хорошего или плохого происходит с
другими людьми?
Почему, когда я говорю с ребятами в компаниях о
серьезном, – они смеются?..
Почему мы так хотим копировать жизнь людей
Запада? И стремимся к западному идеалу, неужели
нельзя создать свой идеал жизни?
Почему я родилась в это время?
Почему я вижу, как изменяюсь, а другие этого не
видят и ругаются?
Я все надеюсь: может, люди что-то не учли или не
узнали? И человек все-таки может хоть чуточку
взлететь?
Кто кого любит больше? Родители детей или дети
родителей?
Почему хороших учителей встречаешь не в школе?
Мы любим людей, если они похожи на нас или
наоборот?
Почему люди должны уважать друг друга, если в
жизни это не так?
Почему говорят, что в жизни многое нельзя
исправить? Особенно больно это слышать перед
экзаменами. Но ведь можно сделать, наверное,
иначе?
Почему в решении проблем детей не прислушиваются
к мнению самих детей?
Почему люди портят окружающую среду, не думая о
будущем своих детей?
Почему взрослые учат детей, как жить, хотя у них
самих это не особенно получается?
В чем выражается любовь? Может, я ее не замечаю?..
Как сказать нет и не обидеть человека?
Почему люди всегда куда-то спешат? Так было
всегда?
Смогут ли дети, когда вырастут, понять своих
родителей?
Смогут ли родители когда-нибудь получше видеть
детей и не навязывать свои поступки?
Смогут ли дети понять своих будущих детей, если
их самих не очень понимали, пока они росли?
Как рассказать, что такое “справедливость”?..
Мне кажется, что животные, особенно собаки и
кошки, тоже меняются, как и люди. И может быть,
надо людям уважительнее к ним, изменившимся,
относиться?
Интересно, забуду я потом, что сейчас для меня
важно, или нет?..
Татьяна БАБУШКИНА
Вопросы, вопросы… К самому себе? К
окружающему миру? В пустоту?.. Почему мне кажется,
что они вовсе и не детские?
Говорят, без вопросов легче жить. Но похоже, это
невозможно.
Вопросы сближают, создают единое духовное
пространство, освещают путь. Вопросы – это очень
по-человечески.
Удивляешься: как они рождаются в этих странно
говорящих и как будто бы ни о чем не
задумывающихся молодых людях?
И все-таки эти вопросы – почти всегда в расчете
на то, что кто-нибудь из взрослых подскажет ответ.
Даже в самом вопросительном знаке есть
графически спрятанный намек на протянутость
руки. В любом случае вопрос – только половина
диалога, даже с самим собой. И если прислушаться,
вопросы ребят, упакованные в свойственное
возрасту недовольство и учителями, и родителями,
все же ищут собеседника именно среди взрослых.
Поэтому так много вопросов о взаимоотношениях с
взрослыми и их миром.
Дети, казалось бы, с удовольствием общаются в
основном со сверстниками. Но это зачастую лишь
внешнее общение. Внутреннее – обычно с миром
литературных и киношных героев и заочно – с
взрослыми. Их волнует не столько их детство,
сколько детство их детей, мир будущего.
А может, это вопросы, подслушанные у нас? И
заданные себе? Они, как и мы, берут из жизни
вопросы, а не ответы. Но если у них есть
возможность получить хоть какие-то ответы от нас,
то мы некоторые ответы получаем из их вопросов.
Каждый раз заново…
Анатолий БЕРШТЕЙН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|