Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

В ожидании ответа

Вопросы, которые, может быть, никогда не будут нам заданы...

Однажды я спросила себя: «Какой вопрос сейчас во мне живет?» С тех пор очень бережно их встречаю и размещаю внутри себя. Не всегда отвечаю. Стараюсь слышать. Иногда не один год.
Часто думаю: «почему учителя говорят “Открыли тетради” в прошедшем времени, невольно допуская приказной тон? Что такое рефлексия человечества? Возможно ли создать карту месторождений игрушки? В чем главная тайна детской игры? Что происходит с маленькими “почемучками”, когда они становятся старшеклассниками? Нужны ли им ответы даже самых близких людей, или это те мучительные вопросы, которые они решают, пока не вырастут?..
Как-то во время занятий с десятиклассниками я обронила фразу, что вопрос, заданный человеком, иногда больше о нем говорит, чем ответ. Ребятам стало интересно найти в себе и назвать этот важный вопрос.
Их разрешение поделиться своими вопросами можно рассматривать как чудесный подарок из мира сокровенного…

Почему взрослые ругают детей, хотя любят их?

Почему взаимопонимание между детьми и их родителями сейчас большая редкость? Разве нельзя больше общаться со своими детьми, доверять друг другу? Родители говорят: если доверять, то дети будут заниматься на улице со своими друзьями темными делами. И при этом спрашивают, почему нас, детей, так тянет на улицу? А на улицу нас тянет потому, что на улице друзья. Мы можем рассказать им все что угодно, и они нас поймут. А родители мало того что недослушивают своих детей, но и еще говорят, что это ерунда. Но для нас это же может быть очень важно!

Почему взрослые не понимают, как трудно в школе?
Не доверяют детям?

Почему уроки рисования только в младших классах? Узнать неловко. Подумают – маленький.

Почему взрослые почти везде не обращают внимания, когда ребята ругаются? Они боятся?

Почему у меня вообще нет вопросов?

Почему взрослые так любят слово “надо”? Например: наша повинность писать сочинения. Но нет толчка творческого. Есть слово “надо”. Надо написать, например, к среде, и все тут.

Почему взрослые всегда думают, что умнее детей?

Зачем я нужен? Что со мной будет дальше?

Почему есть два мира: ребенка, со своими правилами, и взрослого – с ихними?

Иду в школу и часто думаю: кто для учителей важнее – хороший ученик или хороший человек?

Почему, чтобы чему-то научиться, мы должны платить бешеные деньги?

Почему люди стали безразличны друг другу? И им все равно, что хорошего или плохого происходит с другими людьми?

Почему, когда я говорю с ребятами в компаниях о серьезном, – они смеются?..

Почему мы так хотим копировать жизнь людей Запада? И стремимся к западному идеалу, неужели нельзя создать свой идеал жизни?

Почему я родилась в это время?

Почему я вижу, как изменяюсь, а другие этого не видят и ругаются?

Я все надеюсь: может, люди что-то не учли или не узнали? И человек все-таки может хоть чуточку взлететь?

Кто кого любит больше? Родители детей или дети родителей?

Почему хороших учителей встречаешь не в школе?

Мы любим людей, если они похожи на нас или наоборот?

Почему люди должны уважать друг друга, если в жизни это не так?

Почему говорят, что в жизни многое нельзя исправить? Особенно больно это слышать перед экзаменами. Но ведь можно сделать, наверное, иначе?

Почему в решении проблем детей не прислушиваются к мнению самих детей?

Почему люди портят окружающую среду, не думая о будущем своих детей?

Почему взрослые учат детей, как жить, хотя у них самих это не особенно получается?

В чем выражается любовь? Может, я ее не замечаю?..

Как сказать нет и не обидеть человека?

Почему люди всегда куда-то спешат? Так было всегда?

Смогут ли дети, когда вырастут, понять своих родителей?

Смогут ли родители когда-нибудь получше видеть детей и не навязывать свои поступки?

Смогут ли дети понять своих будущих детей, если их самих не очень понимали, пока они росли?

Как рассказать, что такое “справедливость”?..

Мне кажется, что животные, особенно собаки и кошки, тоже меняются, как и люди. И может быть, надо людям уважительнее к ним, изменившимся, относиться?

Интересно, забуду я потом, что сейчас для меня важно, или нет?..

Татьяна БАБУШКИНА


Вопросы, вопросы… К самому себе? К окружающему миру? В пустоту?.. Почему мне кажется, что они вовсе и не детские?
Говорят, без вопросов легче жить. Но похоже, это невозможно.
Вопросы сближают, создают единое духовное пространство, освещают путь. Вопросы – это очень по-человечески.
Удивляешься: как они рождаются в этих странно говорящих и как будто бы ни о чем не задумывающихся молодых людях?
И все-таки эти вопросы – почти всегда в расчете на то, что кто-нибудь из взрослых подскажет ответ. Даже в самом вопросительном знаке есть графически спрятанный намек на протянутость руки. В любом случае вопрос – только половина диалога, даже с самим собой. И если прислушаться, вопросы ребят, упакованные в свойственное возрасту недовольство и учителями, и родителями, все же ищут собеседника именно среди взрослых. Поэтому так много вопросов о взаимоотношениях с взрослыми и их миром.
Дети, казалось бы, с удовольствием общаются в основном со сверстниками. Но это зачастую лишь внешнее общение. Внутреннее – обычно с миром литературных и киношных героев и заочно – с взрослыми. Их волнует не столько их детство, сколько детство их детей, мир будущего.
А может, это вопросы, подслушанные у нас? И заданные себе? Они, как и мы, берут из жизни вопросы, а не ответы. Но если у них есть возможность получить хоть какие-то ответы от нас, то мы некоторые ответы получаем из их вопросов. Каждый раз заново…

Анатолий БЕРШТЕЙН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru