Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Неудовлетворенность своей деятельностью может быть вызвана различными причинами и свидетельствовать о профессиональном кризисе. Для его преодоления учителю надо понять: что служит причиной стрессового напряжения именно для меня? Заведующая научно-исследовательской лабораторией психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Маргарита Лукьянова в статье «Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью. Можно ли ее преодолеть?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2006 год) перечисляет основные стрессогенные факторы работы учителя. Вот некоторые из них: постоянно не хватает времени, и вы не успеваете сделать многие из необходимых дел; слишком часто испытываете усталость; считаете, что у коллег получается лучше, что они достигают больших успехов; гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а что входит в обязанности; вы не чувствуете уважения со стороны учеников (коллег, родителей, администрации), вам не с кем поговорить о своих проблемах… Понимание сути происходящего помогает перевести тревожные сигналы из эмоциональной сферы в рациональную и найти способы преодолеть дискомфорт.
В статье приводятся общие рекомендации, которые помогают обрести стрессоустойчивость. Автор советует философски относиться к мрачным периодам жизни и обстоятельствам, вызывающим негативные эмоции: «Попробуйте воспринять этот период как время потенциального накопления энергии, глубокого осмысления и оценки уже достигнутых результатов, когда надо прислушаться к себе, проанализировать пройденный этап жизни и деятельности, внести изменения...»

В современной педагогике широко используются игровые методики и приемы. Но, включая игровые элементы в урок, учителя, как правило, не учитывают или забывают о том, что мальчики и девочки по-разному исполняют правила игры. Об этом рассказывает Н. Чикурова в статье «Играем по гендерным правилам» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за 2006 год). Автор отмечает 17 важных различий. Среди них: «мальчики меньше, чем девочки, отступают от правил; девочки легко вносят изменения в правила», «мальчикам важно, чтобы их оценивали в деятельности; девочкам важно «быть хорошими» в глазах взрослых», «мальчики плохо воспринимают повторы, поэтому мальчиков – ободряй; девочки любят много повторений, девочкам – повторяй».

Опрос учеников 5 класса физико-математического лицея выявил ряд проблем адаптации к обучению в средней школе: трудности во взаимодействии с учителями, тревожность при ответах у доски и решении контрольных работ, неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе, усталость при выполнении большого объема домашних заданий. Как помочь ребятам справиться с этими проблемами?
Для начала педагоги лицея решили провести адаптационную неделю в третьем классе. На это время будущий классный воспитатель ребят становится их учителем. К проведению уроков подключаются также учителя-предметники. Такое раннее знакомство снимает страх перед учителями, боязнь, что они будут несправедливы. А еще взрослые организовали праздник для детей «Когда я был маленьким». Учителя вспомнили смешные и поучительные истории, которые произошли с ними в детстве.
Но и это не все. Чтобы учесть ожидания ребят от перехода в среднюю школу, им предложили написать сочинение на тему «Я – пятиклассник». Что из этого получилось, читайте в статье С. Щепиной «Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной в среднюю школу» («ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 1 за 2006 год).

Научные исследования говорят о том, что имидж педагога – мощное психологическое средство, оказывающее воздействие на его подопечных и самого специалиста.
В статье кандидата педагогических наук З. Капустиной «Имидж современного педагога» («УЧИТЕЛЬ», № 1 за 2006 год) даются практические рекомендации: как подобрать одежду и стрижку, поставить голос, сделать макияж.
Автор статьи ссылается не только на исследования, но и на социологические опросы. По мнению опрошенных, женщина-педагог должна выглядеть консервативно. Цветами престижа были названы темно-синий, серый и бежевый. А вот в одежде мужчин огромное значение принадлежит галстуку. Именно галстук позволяет подчеркнуть индивидуальность мужчины. Например, темные глаза можно удачно подчеркнуть бордовым, винного цвета или темно-синим галстуком.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru