Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Неудовлетворенность своей деятельностью может
быть вызвана различными причинами и
свидетельствовать о профессиональном кризисе.
Для его преодоления учителю надо понять: что
служит причиной стрессового напряжения именно
для меня? Заведующая научно-исследовательской
лабораторией психолого-педагогической и
социологической диагностики Ульяновского
института повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Маргарита Лукьянова в статье «Неудовлетворенность
учителя профессиональной деятельностью. Можно
ли ее преодолеть?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за
2006 год) перечисляет основные стрессогенные
факторы работы учителя. Вот некоторые из них:
постоянно не хватает времени, и вы не успеваете
сделать многие из необходимых дел; слишком часто
испытываете усталость; считаете, что у коллег
получается лучше, что они достигают больших
успехов; гораздо чаще вам приходится делать не
то, что хотелось бы, а что входит в обязанности; вы
не чувствуете уважения со стороны учеников
(коллег, родителей, администрации), вам не с кем
поговорить о своих проблемах… Понимание сути
происходящего помогает перевести тревожные
сигналы из эмоциональной сферы в рациональную и
найти способы преодолеть дискомфорт.
В статье приводятся общие рекомендации, которые
помогают обрести стрессоустойчивость. Автор
советует философски относиться к мрачным
периодам жизни и обстоятельствам, вызывающим
негативные эмоции: «Попробуйте воспринять этот
период как время потенциального накопления
энергии, глубокого осмысления и оценки уже
достигнутых результатов, когда надо
прислушаться к себе, проанализировать
пройденный этап жизни и деятельности, внести
изменения...»
В современной педагогике широко используются
игровые методики и приемы. Но, включая игровые
элементы в урок, учителя, как правило, не
учитывают или забывают о том, что мальчики и
девочки по-разному исполняют правила игры. Об
этом рассказывает Н. Чикурова в статье «Играем
по гендерным правилам» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за
2006 год). Автор отмечает 17 важных различий.
Среди них: «мальчики меньше, чем девочки,
отступают от правил; девочки легко вносят
изменения в правила», «мальчикам важно, чтобы их
оценивали в деятельности; девочкам важно «быть
хорошими» в глазах взрослых», «мальчики плохо
воспринимают повторы, поэтому мальчиков –
ободряй; девочки любят много повторений,
девочкам – повторяй».
Опрос учеников 5 класса физико-математического
лицея выявил ряд проблем адаптации к обучению в
средней школе: трудности во взаимодействии с
учителями, тревожность при ответах у доски и
решении контрольных работ, неспособность писать
и думать в задаваемом учителем темпе, усталость
при выполнении большого объема домашних заданий.
Как помочь ребятам справиться с этими
проблемами?
Для начала педагоги лицея решили провести
адаптационную неделю в третьем классе. На это
время будущий классный воспитатель ребят
становится их учителем. К проведению уроков
подключаются также учителя-предметники. Такое
раннее знакомство снимает страх перед учителями,
боязнь, что они будут несправедливы. А еще
взрослые организовали праздник для детей «Когда
я был маленьким». Учителя вспомнили смешные и
поучительные истории, которые произошли с ними в
детстве.
Но и это не все. Чтобы учесть ожидания ребят от
перехода в среднюю школу, им предложили написать
сочинение на тему «Я – пятиклассник». Что из
этого получилось, читайте в статье С. Щепиной «Педагогическое
сопровождение детей при переходе из начальной в
среднюю школу» («ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 1 за 2006
год).
Научные исследования говорят о том, что имидж
педагога – мощное психологическое средство,
оказывающее воздействие на его подопечных и
самого специалиста.
В статье кандидата педагогических наук З.
Капустиной «Имидж современного педагога»
(«УЧИТЕЛЬ», № 1 за 2006 год) даются
практические рекомендации: как подобрать одежду
и стрижку, поставить голос, сделать макияж.
Автор статьи ссылается не только на
исследования, но и на социологические опросы. По
мнению опрошенных, женщина-педагог должна
выглядеть консервативно. Цветами престижа были
названы темно-синий, серый и бежевый. А вот в
одежде мужчин огромное значение принадлежит
галстуку. Именно галстук позволяет подчеркнуть
индивидуальность мужчины. Например, темные глаза
можно удачно подчеркнуть бордовым, винного цвета
или темно-синим галстуком.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|