Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Ирина Демакова. Гуманизация пространства
детства: теория и практика. М.: Издательский дом
«Новый учебник», 2003.
Проблема гуманизации воспитания – одна из самых
острых в современной педагогике. «Сегодня не
только в России, но и во всем мире недостает
деликатности отношения к ребенку, уважения к
нему. Не так много педагогов, которые умеют не
только говорить с детьми, но и выслушивать их,
устанавливать с ними контакт, как с друзьями», –
сказал несколько лет назад президент
Корчаковского общества Швейцарии Владимир
Гальперин. В книге Ирины Дмитриевны Демаковой
раскрывается смысл принципов, составляющих
основу гуманистической педагогики: признание
самоценности детства, прав ребенка и его свободы
в воспитательном процессе. Но что делать
педагогу, чтобы реализовать эти прекрасные идеи
в повседневном общении с детьми? Анализируя опыт
величайших педагогов-гуманистов прошлого, свою
собственную более чем десятилетнюю практику
организации детских интеграционных лагерей, где
под одной крышей собираются дети-инвалиды и
здоровые ребята из детских домов, многодетных,
полных и неполных семей, автор показывает,
насколько важно учителю проникнуть в глубины
детского бытия, понять, «прочесть» ребенка как
своеобразный текст, в котором неразрывно связаны
прошлое и настоящее, личная биография и семейное
наследие. Воспитатель, учитель стремится понять,
что есть ребенок (его знаки); он изучает каждый
факт и восстанавливает для себя целостную
картину и смыслы детской жизни. Именно целостное
видение ребенка приближает педагога к пониманию
его уникальности. Высшим результатом воспитания
является развитое чувство собственного
достоинства ребенка, его стремление к свободе и
способность сочувствовать как человечеству
вообще, так и конкретным людям, среди которых он
живет.
Татьяна НИКОЛАЕВА
Мария Москвина. Учись видеть. Уроки творческих
взлетов. М.: Гаятри, 2005.
Джанни Родари давным-давно сказал, что лестница
нашей фантазии, уносясь в заоблачные высоты, все
равно опирается о землю. Любое творчество –
литература, живопись, выращивание цветов или
искусное рукоделье – начинается с умения видеть,
чувствовать, ценить каждое проявление, каждый
миг жизни. Но как научить этому любовному
созерцанию наших торопливых, рассеянных детей,
окруженных мелькающими экранами телевизоров,
компьютеров? Марина Москвина, автор детских и
взрослых книг, делает вдохновенную попытку на
собственном опыте, на примере своих учеников
показать, как щедро открывается мир пытливому
наблюдателю, как можно увидеть нечто важное в
обыденном. Как «прихватить натуру»,
«почувствовать предмет», «создать портрет».
Все главы ее книги – это диалог с Учителем,
веселым, радостным, восторженным и мудрым. Мы
встречаемся со множеством людей, с
прославленными поэтами и непутевыми студентами,
с великими книгами и ученическими сочинениями.
Почти на каждой странице – необыкновенные
фотографии, картины, маршруты путешествий. Книга
подскажет и методику воспитания у ребенка
творческого восприятия мира, и список
литературы, необходимый подростку для
нормального развития. И так заразительно, что
захочется немедленно завести дневник, пойти с
классом в музей, прочитать Ричарда Баха.
Одинаково захочется и учителю, и ребенку, потому
что читателем этой книги может стать человек
любого возраста: при всей серьезности содержания
написана она легко, упоенно. А заканчиваются
«уроки творческих взлетов» анекдотом про то, как
двое безумцев решили удрать из сумасшедшего дома
на свободу. Ночью они подошли к ограде, один зажег
фонарик и сказал:
– Давай поднимайся по лучу. А потом протянешь мне
руку.
– Ну да, – подозрительно ответил второй, – я
пойду, а ты на полпути выключишь свет!
Чтобы читатели не испугались полета, Марина
Москвина убеждает их: «Когда фонарик гаснет, луч
остается».
Лариса ПЕРОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|