Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

У книжной полки

Ирина Демакова. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
Проблема гуманизации воспитания – одна из самых острых в современной педагогике. «Сегодня не только в России, но и во всем мире недостает деликатности отношения к ребенку, уважения к нему. Не так много педагогов, которые умеют не только говорить с детьми, но и выслушивать их, устанавливать с ними контакт, как с друзьями», – сказал несколько лет назад президент Корчаковского общества Швейцарии Владимир Гальперин. В книге Ирины Дмитриевны Демаковой раскрывается смысл принципов, составляющих основу гуманистической педагогики: признание самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе. Но что делать педагогу, чтобы реализовать эти прекрасные идеи в повседневном общении с детьми? Анализируя опыт величайших педагогов-гуманистов прошлого, свою собственную более чем десятилетнюю практику организации детских интеграционных лагерей, где под одной крышей собираются дети-инвалиды и здоровые ребята из детских домов, многодетных, полных и неполных семей, автор показывает, насколько важно учителю проникнуть в глубины детского бытия, понять, «прочесть» ребенка как своеобразный текст, в котором неразрывно связаны прошлое и настоящее, личная биография и семейное наследие. Воспитатель, учитель стремится понять, что есть ребенок (его знаки); он изучает каждый факт и восстанавливает для себя целостную картину и смыслы детской жизни. Именно целостное видение ребенка приближает педагога к пониманию его уникальности. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как человечеству вообще, так и конкретным людям, среди которых он живет.

Татьяна НИКОЛАЕВА

Мария Москвина. Учись видеть. Уроки творческих взлетов. М.: Гаятри, 2005.
Джанни Родари давным-давно сказал, что лестница нашей фантазии, уносясь в заоблачные высоты, все равно опирается о землю. Любое творчество – литература, живопись, выращивание цветов или искусное рукоделье – начинается с умения видеть, чувствовать, ценить каждое проявление, каждый миг жизни. Но как научить этому любовному созерцанию наших торопливых, рассеянных детей, окруженных мелькающими экранами телевизоров, компьютеров? Марина Москвина, автор детских и взрослых книг, делает вдохновенную попытку на собственном опыте, на примере своих учеников показать, как щедро открывается мир пытливому наблюдателю, как можно увидеть нечто важное в обыденном. Как «прихватить натуру», «почувствовать предмет», «создать портрет».
Все главы ее книги – это диалог с Учителем, веселым, радостным, восторженным и мудрым. Мы встречаемся со множеством людей, с прославленными поэтами и непутевыми студентами, с великими книгами и ученическими сочинениями. Почти на каждой странице – необыкновенные фотографии, картины, маршруты путешествий. Книга подскажет и методику воспитания у ребенка творческого восприятия мира, и список литературы, необходимый подростку для нормального развития. И так заразительно, что захочется немедленно завести дневник, пойти с классом в музей, прочитать Ричарда Баха. Одинаково захочется и учителю, и ребенку, потому что читателем этой книги может стать человек любого возраста: при всей серьезности содержания написана она легко, упоенно. А заканчиваются «уроки творческих взлетов» анекдотом про то, как двое безумцев решили удрать из сумасшедшего дома на свободу. Ночью они подошли к ограде, один зажег фонарик и сказал:
– Давай поднимайся по лучу. А потом протянешь мне руку.
– Ну да, – подозрительно ответил второй, – я пойду, а ты на полпути выключишь свет!
Чтобы читатели не испугались полета, Марина Москвина убеждает их: «Когда фонарик гаснет, луч остается».

Лариса ПЕРОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru