Вторая тетрадь
школьное дело
|
Наталья ИЛЬНИЦКАЯ,
Михаил ЭПШТЕЙН
Мистера Одиночки больше нет
Казалось бы, взаимодействие
детей на уроке – сугубо деловое. Но на самом деле
оно во многом помогает ребенку изменить свои
отношения с миром
Мы в школе любим работать в сменных
парах. Когда проводятся такие занятия,
собираются вместе ребята из разных классов – с
первого по третий, – и работают вместе; при этом
каждый находит себе партнера для выполнения
задания, потом еще одного и так далее… Понятное
дело, что в паре встречаются ребята разных
классов, разных возрастов, разного уровня
освоения материала, разных характеров…
В итоге дети приучаются работать вместе, искать
партнера, просить товарища о помощи и помогать
друг другу, задавать вопросы. Кроме того, они
привыкли к тому, что младший по возрасту и
номинальному классу ученик вполне может помочь
разобраться в том или ином материале старшему…
И вот в третий класс из другой школы приходит
Гоша. Этакий индивидуалист, привыкший все время с
кем-либо соревноваться за первенство,
самолюбивый, драчливый… Все работают в парах,
договариваются, помогают друг другу, а Гоша – ни
в какую: «Я сам буду выполнять задание, мне никто
не нужен, я – “мистер Одиночка”».
На очередном занятии ребята работают с
графическим диктантом. Находят себе пары,
выполняют задания… Подходят и к Гоше: «Давай
вместе!» А он не соглашается – сам буду. При этом
не получается у него, ну не выходит никак.
Подходит к нему девчушка-первоклассница – не
помочь ли. Отказывается. Другая ищет пару,
подходит: «Смотри, вот здесь можно так и так
сделать…» Он: «Нет, буду работать один, не надо
мне вашей помощи».
И тогда она обращается к нему: «Гоша, почему ты
отказываешься от того, чтобы работать вместе, от
помощи? Ты что – стесняешься, тебе стыдно, что ты,
третьеклассник, хуже что-то знаешь, умеешь
делать, чем мы, первоклассницы? Но это же не
страшно; зато, например, ты гораздо лучше нас
устно считаешь!» (А до этого у нас были совместные
занятия по устному счету, и девочки могли
убедиться в способностях Гоши.)
И действительно, позже при обсуждении занятия с
ребятами выяснилось: Гоша думал, будто его будут
дразнить за то, что он что-то хуже умеет делать,
чем другие, тем более, чем первоклассники. Так
было в его предыдущем опыте школьной жизни. А тут
никто не стыдит и не дразнит, все друг другу
помогают, и можно к любому обратиться с вопросом
и просьбой о помощи, и это воспримется совершенно
нормально.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|