Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело
Наталья ИЛЬНИЦКАЯ,
Михаил ЭПШТЕЙН

Мистера Одиночки больше нет

Казалось бы, взаимодействие детей на уроке – сугубо деловое. Но на самом деле оно во многом помогает ребенку изменить свои отношения с миром

Мы в школе любим работать в сменных парах. Когда проводятся такие занятия, собираются вместе ребята из разных классов – с первого по третий, – и работают вместе; при этом каждый находит себе партнера для выполнения задания, потом еще одного и так далее… Понятное дело, что в паре встречаются ребята разных классов, разных возрастов, разного уровня освоения материала, разных характеров…
В итоге дети приучаются работать вместе, искать партнера, просить товарища о помощи и помогать друг другу, задавать вопросы. Кроме того, они привыкли к тому, что младший по возрасту и номинальному классу ученик вполне может помочь разобраться в том или ином материале старшему…
И вот в третий класс из другой школы приходит Гоша. Этакий индивидуалист, привыкший все время с кем-либо соревноваться за первенство, самолюбивый, драчливый… Все работают в парах, договариваются, помогают друг другу, а Гоша – ни в какую: «Я сам буду выполнять задание, мне никто не нужен, я – “мистер Одиночка”».
На очередном занятии ребята работают с графическим диктантом. Находят себе пары, выполняют задания… Подходят и к Гоше: «Давай вместе!» А он не соглашается – сам буду. При этом не получается у него, ну не выходит никак.
Подходит к нему девчушка-первоклассница – не помочь ли. Отказывается. Другая ищет пару, подходит: «Смотри, вот здесь можно так и так сделать…» Он: «Нет, буду работать один, не надо мне вашей помощи».
И тогда она обращается к нему: «Гоша, почему ты отказываешься от того, чтобы работать вместе, от помощи? Ты что – стесняешься, тебе стыдно, что ты, третьеклассник, хуже что-то знаешь, умеешь делать, чем мы, первоклассницы? Но это же не страшно; зато, например, ты гораздо лучше нас устно считаешь!» (А до этого у нас были совместные занятия по устному счету, и девочки могли убедиться в способностях Гоши.)
И действительно, позже при обсуждении занятия с ребятами выяснилось: Гоша думал, будто его будут дразнить за то, что он что-то хуже умеет делать, чем другие, тем более, чем первоклассники. Так было в его предыдущем опыте школьной жизни. А тут никто не стыдит и не дразнит, все друг другу помогают, и можно к любому обратиться с вопросом и просьбой о помощи, и это воспримется совершенно нормально.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru