Вторая тетрадь
школьное дело
|
ЧУР, УЧИТЕЛЕМ БУДУ Я!
Как можно выстраивать личностно
ориентированное образование в массовой школе,
где в классе находятся по двадцать–тридцать
учеников? Соседи перешептываются или пытаются
исподтишка насолить друг другу; «камчатка»
предоставлена самой себе, внимание учителя не
дотягивается до нее; дать высказаться каждому на
уроке нет возможности.
На первый взгляд кажется: чем меньше детей
приходится на одного педагога, тем больше у него
возможностей для индивидуальной работы. Однако
взаимодействие детей даже в довольно большом
классе вполне можно использовать как
дополнительный и очень эффективный
образовательный ресурс. И именно в том случае,
когда учитель хочет максимально ориентироваться
на продвижение каждого ученика в соответствии с
его уровнем знаний, психологическими
особенностями и запросами.
Необходимо лишь одно условие: учитель перестает
быть единственным источником информации и
пошаговых инструкций для всех учеников сразу. Он
становится организатором процесса
взаимодействия ребят друг с другом. И
контролирует не усвоение знаний, а
последовательность и содержательность этапов
детской работы.
Елена КУЦЕНКО,
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Понял сам, объясни другому
Чем больше своих функций учитель
передоверяет ученикам, тем эффективнее идет не
только обучение, но и образование
Разноцветная контрольная
Усвоение любого учебного материала
происходит в индивидуальном режиме, хотим мы
этого или нет. Так называемые пробелы в знаниях у
каждого ребенка разные. Формально учитель должен
их ликвидировать. В условиях массового
классно-урочного обучения это и можно сделать
только формально. Ибо результат любой
контрольной (призванной как раз выявить эти
самые пробелы) оценивается отметкой.
Качественного разбора ошибок практически не
происходит, он заменен формальной работой над
ошибками. А на следующем уроке – уже новая тема.
Тем более не происходит индивидуальной работы
над теми правилами, понятиями, навыками, которые
вызывают затруднения именно у этого ученика.
Тут-то и может пригодиться сосед по парте или, что
еще лучше, любой из одноклассников. Но только
если контрольная работа была не концом изучения
темы, а самым что ни на есть рабочим этапом. С ее
помощью можно выяснить, кто чего не понимает.
Написали, учитель проверил и вернул ребятам
тетради.
Теперь каждый внимательно систематизирует свои
ошибки, определяет самую неотложную свою учебную
проблему. Для сортировки ошибок можно
использовать, например, цветные карандаши,
заранее договорившись о единой системе
(безударные гласные – красным, парные согласные
– зеленым, окончания существительных –
коричневым и так далее). В это время учитель готов
проконсультировать желающих или пройти по
классу, подсказать или скорректировать работу
тех, кто ошибся в выборе цвета.
А потом ребята объединяются в пары (в данном
случае лучше по желанию) и формулируют свой
учебный заказ друг другу: «Составь мне,
пожалуйста, задание на…» (безударные гласные,
окончания, приставки-предлоги).
Заранее можно оговаривать, попроще или
посложнее. Например, тот, кто хотел бы
потренироваться в написании безударных гласных,
но не уверен в своих силах, может попросить
сделать в тексте соответствующие пропуски и
выписать после задания (или на другом листочке)
проверочные слова. Чтобы подглядывать в самом
крайнем случае.
Можно ограничиться только темой, а форму задания
оставить на усмотрение партнера.
Можно предусмотреть возможность «методического
совета», когда все получившие заказ на какую-то
тему объединяются для короткого обмена идеями.
На такой трехминутный совет может заглянуть и
учитель. Ребятам ведь трудно придумать новое,
эффективное задание. Как правило, они копируют
или видоизменяют известные им задания. Значит,
можно подбросить мысль или подсказать, как лучше
оформить какую-то ребячью выдумку.
Потом, договорившись о времени, все расходятся
готовить задания. Тут учителю даже не придется
напоминать про четкий почерк и аккуратное
оформление – заказчик сам потом придирчиво
будет предъявлять претензии («Ты чего мне тут
написал? Я разобрать ничего не могу»). Но главное
– и в составлении, и в последующем выполнении
появляется смысл. Готовить и выполнять задание
по просьбе одноклассника, приятеля совсем не то
же самое, что делать безличное упражнение из
учебника.
Проверку выполняет автор задания. Но не
размашисто, по-учительски, красной ручкой. А
карандашом: работа-то чужая, да и ошибиться можно
при проверке. После этого партнеры еще раз
обсуждают каждую ошибку, привлекая при
необходимости учителя или
эксперта-одноклассника.
Учитывая, что при такой работе навык применения
правила будет задействован много раз, можно
соединять в пары детей со сходными проблемами.
Каждый сначала будет искать примеры на
проблемное для себя правило, потом проверять,
потом обсуждать с партнером, доказывать ему свою
правоту.
Подглядывать разрешается
Можно использовать взаимодействие детей
при изучении любого нового материала. Способ
появился как следствие многократных попыток
использования различных методик, хорошо
известных в педагогике (КТД, КСО, проектной
деятельности и некоторых других), но с трудом
применимых в рамках классно-урочной системы
обучения.
Вместо традиционного объяснения нового
материала учитель делит класс на две группы.
Каждой предлагается самостоятельно прочитать
один из двух параграфов (тех, которые по
программе должны изучаться на следующих двух или
трех уроках). Перед ребятами сразу ставится цель:
спустя оговоренное заранее время, например,
через 10–15 минут, нужно будет объяснить
содержание параграфа одному человеку из другой
группы. Для этого параграф нужно понять и при
помощи учебника уметь рассказать однокласснику
(заучивать все тонкости материала не нужно,
достаточно знать, где и что написано). При
самостоятельной работе с материалом можно
задавать вопросы на понимание тем, кто изучает
тот же параграф, или учителю. Работа в парах и
мини-группах приветствуется. В результате
половина класса через некоторое время
ознакомится с одним материалом, а вторая – с
другим.
После того как обе команды подготовились к
объяснению только что прочитанных параграфов,
учитель предлагает ребятам пересесть так, чтобы
в каждой новой паре было по одному человеку,
изучавшему один из двух параграфов. У того, кто
слушает, учебник закрыт. Тот, кто рассказывает,
может подглядывать в текст, пояснять свое
объяснение записями в тетради и показывать их
(только их, а не текст учебника!) слушающему. Если
это обычный урок, то на объяснение каждой из
сторон можно дать по 7–10 минут. Если слушающий
задает вопрос, на который рассказчик не может
ответить, он (рассказчик) имеет право подойти с
этим вопросом к учителю, выяснить ответ и
пересказать слушающему.
Этот урок – ввод в две темы одновременно, поэтому
проверять знания после него не стоит, на это еще
будет время, а вот отметить лучших слушателей и
рассказчиков можно. Тогда в следующий раз ребята
будут выполнять подобные задания с
удовольствием. Педагог может заранее
приготовить несколько вопросов на обе темы,
изучавшиеся ребятами на этом уроке. Задавая
вопросы, учитель выслушивает сначала ответы тех,
кто слушал, потом – комментарии тех, кто этот
материал объяснял. Если на вопрос учителя
отвечает слушающий, значит, и рассказчик был
хорош в этой паре, и слушатель. Если только
рассказчик – значит, понял сам, но не очень
хорошо, потому что не сумел найти слов, чтобы
объяснить другому. Вариаций подведения итогов
много. Главное – помнить: в результате этой
работы те, кто объяснял материал, начнут его
действительно понимать, как в анекдоте о молодой
учительнице, которая «так долго объясняла, что и
сама все поняла, а дети не поняли ничего».
Остальные будут знакомы с «прослушанным
материалом» очень поверхностно.
На следующем уроке можно поменять «экспертные
группы» по изучаемым параграфам. Теперь те, кто
изучал и рассказывал один материал, будут
вникать в более сложную задачу по другому и потом
это объяснять своим одноклассникам из
противоположной группы. Например, Петя
пересказывал Коле на первом уроке строение рака,
а Коля Пете – строение пчелы. На втором уроке
Петя самостоятельно (при помощи учителя!) пробует
найти все приспособления пчелы к ее образу жизни,
а Коля – приспособления рака к жизни в воде.
Потом ребята объясняют друг другу то, что им
удалось «раздобыть», докапываясь совместно до
самой сути изучаемого вопроса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|