Вторая тетрадь
школьное дело
|
УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ В
ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ
В каждом классе совершенно отчетливо
выделяются три пространства. Первое связано с
уроком, предметом, сферой науки: особым образом
поставленные парты, учебники, энциклопедии,
наглядный материал… Второе – пространство
деятельности коллектива, управленческая
информация, объявления. И наконец, место жизни
педагога и ребенка, которые проводят здесь
немалую часть дня, года.
Бывают ли такие кабинеты, чтобы в них уместилось
столько и сразу? Удается ли нам организовать
пространство так, чтобы в нем можно было
заниматься именно тем, что кажется самым важным?
Как научить парты работать
Каждый вид учебной деятельности
требует особой формы организации
Наши уроки проходят по-разному, а значит,
и организация пространства учебного кабинета
должна меняться в зависимости от целей и условий
работы. Но мы остаемся все в том же классе, где
стоят парты в три ряда, висит доска на стене.
Попробуем изменить пространство самым несложным
способом – переставив парты и стулья.
При объяснении нового материала, проведении
лекции, традиционного урока нет смысла менять
привычный порядок: все парты выстроились в ряды.
Ученики смотрят на доску и на педагога,
излагающего новую тему. Если он рассказывает о
вещах, интересных для ребенка, то внимание
аудитории ему обеспечено.
Не меняя расстановку парт, мы легко можем
организовать взаимодействие в парах. Эта форма
удобна при работе с текстом, при выполнении
лабораторных работ, экспериментальных. Каждая
парта (пара) занимается своим делом, а педагог
переходит от парты к парте, наблюдая за
происходящим, отвечая на вопросы, помогая в
случае затруднения.
Для групповой работы лучше поставить по два
стола вместе, чтобы 4–5 человек могли вместе
обсудить проблему, исследовать некий материал, а
потом подготовить общий доклад. Учитель подходит
по мере необходимости к разным группам или
остается на месте в центре класса, и тогда
представители групп сами подходят к нему с
вопросами.
Бывает, не весь класс готов к групповой работе.
Тогда, сдвинув попарно часть парт, мы оставляем
нетронутым первый ряд перед доской. Эти места
занимают ученики, нуждающиеся в особой помощи,
особом внимании педагога. К примеру, учитель у
доски разбирает с несколькими ребятами особенно
сложную задачу (или еще раз объясняет вчерашнюю
тему тем, кто пропустил, не понял), а большая часть
класса, разбившись на группы, решает контрольную,
анализирует текст статьи, составляет таблицу.
Индивидуальная самостоятельная работа пойдет
эффективнее, если мы поставим парты по периметру
класса, развернув их лицом к стене. Не хватит
места – сделаем линию посередине. Каждый ученик
сидит на своем месте и занят своим делом,
сохраняет свой темп. Учитель также сидит за
столом (не стоит ходить за спинами ребят – это
будет отвлекать их, даже пугать). К нему можно
тихонечко подойти и посоветоваться, показать
сделанное.
Дискуссия, дебаты пройдут энергичнее, если
пространство класса мы разделим на две части –
противоположные, противостоящие, выстроив вдоль
стен две линии парт, одна напротив другой. Что-то
вроде зала английского парламента. В большом
классе получится по две линии парт с каждой
стороны. Не страшно. Учителю (ведущему) придется
встать между «двух огней». В основном стороны
будут обмениваться аргументами без его участия.
Вероятно, даже возникнет одновременно несколько
диалогов. При такой организации пространства это
не помешает. Ребята поспорят на левом фланге, на
правом, но педагог в любой момент сможет
объединить говорящих, выступив в роли
комментатора, обобщив высказывания.
На итоговом уроке, на конференции можно
поставить парты буквой «П», так чтобы ученики
могли видеть и доску, на которой записываются
выводы, и учителя, ведущего конференцию, и друг
друга. Теперь они смогут вести диалог не только с
преподавателем, но и с одноклассниками. Все
находятся в равных условиях. Возможно, в какие-то
моменты ребята забудут о доске, увлекутся
обсуждением, начнут спор. Но время от времени
педагог будет фиксировать важнейшие тезисы на
доске.
Занимаясь перестановкой мебели в кабинете,
полезно в какой-то момент спросить себя: какой
способ организации классного пространства я
использую чаще? В каких условиях мне удобнее
работать? Ведь пространство деятельности
отражает ее суть. Насколько я готов предоставить
ученикам инициативу, вступить с ними в диалог?
Если выводы вас не устраивают, попробуйте
поставить парты в классе иначе, не так, как
всегда. Прямо завтра. И посмотрите, что
получится…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|