Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ

В каждом классе совершенно отчетливо выделяются три пространства. Первое связано с уроком, предметом, сферой науки: особым образом поставленные парты, учебники, энциклопедии, наглядный материал… Второе – пространство деятельности коллектива, управленческая информация, объявления. И наконец, место жизни педагога и ребенка, которые проводят здесь немалую часть дня, года.
Бывают ли такие кабинеты, чтобы в них уместилось столько и сразу? Удается ли нам организовать пространство так, чтобы в нем можно было заниматься именно тем, что кажется самым важным?

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Как научить парты работать

Каждый вид учебной деятельности требует особой формы организации

Наши уроки проходят по-разному, а значит, и организация пространства учебного кабинета должна меняться в зависимости от целей и условий работы. Но мы остаемся все в том же классе, где стоят парты в три ряда, висит доска на стене. Попробуем изменить пространство самым несложным способом – переставив парты и стулья.
При объяснении нового материала, проведении лекции, традиционного урока нет смысла менять привычный порядок: все парты выстроились в ряды. Ученики смотрят на доску и на педагога, излагающего новую тему. Если он рассказывает о вещах, интересных для ребенка, то внимание аудитории ему обеспечено.
Не меняя расстановку парт, мы легко можем организовать взаимодействие в парах. Эта форма удобна при работе с текстом, при выполнении лабораторных работ, экспериментальных. Каждая парта (пара) занимается своим делом, а педагог переходит от парты к парте, наблюдая за происходящим, отвечая на вопросы, помогая в случае затруднения.
Для групповой работы лучше поставить по два стола вместе, чтобы 4–5 человек могли вместе обсудить проблему, исследовать некий материал, а потом подготовить общий доклад. Учитель подходит по мере необходимости к разным группам или остается на месте в центре класса, и тогда представители групп сами подходят к нему с вопросами.
Бывает, не весь класс готов к групповой работе. Тогда, сдвинув попарно часть парт, мы оставляем нетронутым первый ряд перед доской. Эти места занимают ученики, нуждающиеся в особой помощи, особом внимании педагога. К примеру, учитель у доски разбирает с несколькими ребятами особенно сложную задачу (или еще раз объясняет вчерашнюю тему тем, кто пропустил, не понял), а большая часть класса, разбившись на группы, решает контрольную, анализирует текст статьи, составляет таблицу.
Индивидуальная самостоятельная работа пойдет эффективнее, если мы поставим парты по периметру класса, развернув их лицом к стене. Не хватит места – сделаем линию посередине. Каждый ученик сидит на своем месте и занят своим делом, сохраняет свой темп. Учитель также сидит за столом (не стоит ходить за спинами ребят – это будет отвлекать их, даже пугать). К нему можно тихонечко подойти и посоветоваться, показать сделанное.
Дискуссия, дебаты пройдут энергичнее, если пространство класса мы разделим на две части – противоположные, противостоящие, выстроив вдоль стен две линии парт, одна напротив другой. Что-то вроде зала английского парламента. В большом классе получится по две линии парт с каждой стороны. Не страшно. Учителю (ведущему) придется встать между «двух огней». В основном стороны будут обмениваться аргументами без его участия. Вероятно, даже возникнет одновременно несколько диалогов. При такой организации пространства это не помешает. Ребята поспорят на левом фланге, на правом, но педагог в любой момент сможет объединить говорящих, выступив в роли комментатора, обобщив высказывания.
На итоговом уроке, на конференции можно поставить парты буквой «П», так чтобы ученики могли видеть и доску, на которой записываются выводы, и учителя, ведущего конференцию, и друг друга. Теперь они смогут вести диалог не только с преподавателем, но и с одноклассниками. Все находятся в равных условиях. Возможно, в какие-то моменты ребята забудут о доске, увлекутся обсуждением, начнут спор. Но время от времени педагог будет фиксировать важнейшие тезисы на доске.
Занимаясь перестановкой мебели в кабинете, полезно в какой-то момент спросить себя: какой способ организации классного пространства я использую чаще? В каких условиях мне удобнее работать? Ведь пространство деятельности отражает ее суть. Насколько я готов предоставить ученикам инициативу, вступить с ними в диалог? Если выводы вас не устраивают, попробуйте поставить парты в классе иначе, не так, как всегда. Прямо завтра. И посмотрите, что получится…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru