Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
тетрадь
рубрика

ПРОСТРАНСТВО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Свои законы, правила и порядки

Что такое нормативная зона

Пространство класса должно способствовать самоорганизации жизни школьников.
Прежде всего создаем «нормативную зону». Правила, выработанные детьми и взрослыми совместно, висят – не под стеклом навечно, а на отдельных листах (один листок – один закон), – прикрепленные к большому куску бумаги, ткани. Можно менять порядок законов в зависимости от актуальности проблемы, что-то убирать (уже все запомнили и соблюдают), что-то добавлять. Жизнь не стоит на месте, новые ситуации требуют новых нормативов.
Гибкая законодательная система соседствует с открытой управленческой зоной. В «пространстве свободных голосов» (кусок старых обоев, который можно сматывать или менять по мере заполнения, натянутая ткань) каждый может разместить свое объявление.
Есть место постоянного распорядка жизни: график дежурств, обязанностей, календарь дней рождений, расписание уроков, план общих дел на неделю, месяц, четверть. А над доской каждое утро вывешивается расписание сегодняшнего дня, лучше в картинках, даже если речь идет о старшеклассниках: магнитики, рисунки, прищепками прикрепленные к веревке, натянутой над доской. Их снимают по мере завершения дел.
Еще одно важное действующее лицо учебного процесса, родитель, тоже получит уголок в пространстве класса. Конечно, родители – люди занятые. Им некогда писать самим. Дети узнают их мнение по поводу какой-нибудь острой проблемы и повесят записку на лист «свободных голосов» от имени мамы или папы. Там же или на особом стенде появятся слова благодарности тем, кто чем-то помог школе, информация о том, что творится в классе, приглашения к совместным делам, семейные фотографии, родословные.
Класс – часть школы, большого мира. Мы не просто разместим в кабинете информацию о новейших научных открытиях, приглашения на день открытых дверей в институт, но постараемся установить связь между «здесь» и «там». Кто-то прокомментирует статью из научного журнала, тот, кто собирается поступать в институт, расскажет, как представляет себе будущую профессию. Мы вместе были в театре, и теперь у нас висит афиша на следующий месяц.
Дети при такой организации пространства чувствуют, что у них есть место для самостоятельных действий, место, где они могут высказаться и будут услышаны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru