ПРОСТРАНСТВО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Свои законы, правила и порядки
Что такое нормативная зона
Пространство класса должно способствовать
самоорганизации жизни школьников.
Прежде всего создаем «нормативную зону».
Правила, выработанные детьми и взрослыми
совместно, висят – не под стеклом навечно, а на
отдельных листах (один листок – один закон), –
прикрепленные к большому куску бумаги, ткани.
Можно менять порядок законов в зависимости от
актуальности проблемы, что-то убирать (уже все
запомнили и соблюдают), что-то добавлять. Жизнь не
стоит на месте, новые ситуации требуют новых
нормативов.
Гибкая законодательная система соседствует с
открытой управленческой зоной. В «пространстве
свободных голосов» (кусок старых обоев, который
можно сматывать или менять по мере заполнения,
натянутая ткань) каждый может разместить свое
объявление.
Есть место постоянного распорядка жизни: график
дежурств, обязанностей, календарь дней рождений,
расписание уроков, план общих дел на неделю,
месяц, четверть. А над доской каждое утро
вывешивается расписание сегодняшнего дня, лучше
в картинках, даже если речь идет о
старшеклассниках: магнитики, рисунки, прищепками
прикрепленные к веревке, натянутой над доской. Их
снимают по мере завершения дел.
Еще одно важное действующее лицо учебного
процесса, родитель, тоже получит уголок в
пространстве класса. Конечно, родители – люди
занятые. Им некогда писать самим. Дети узнают их
мнение по поводу какой-нибудь острой проблемы и
повесят записку на лист «свободных голосов» от
имени мамы или папы. Там же или на особом стенде
появятся слова благодарности тем, кто чем-то
помог школе, информация о том, что творится в
классе, приглашения к совместным делам, семейные
фотографии, родословные.
Класс – часть школы, большого мира. Мы не просто
разместим в кабинете информацию о новейших
научных открытиях, приглашения на день открытых
дверей в институт, но постараемся установить
связь между «здесь» и «там». Кто-то
прокомментирует статью из научного журнала, тот,
кто собирается поступать в институт, расскажет,
как представляет себе будущую профессию. Мы
вместе были в театре, и теперь у нас висит афиша
на следующий месяц.
Дети при такой организации пространства
чувствуют, что у них есть место для
самостоятельных действий, место, где они могут
высказаться и будут услышаны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|