Вторая тетрадь
школьное дело
|
СМЕНА ОРИЕНТИРОВ
Татьяна УВАРОВА,
заместитель директора гимназии № 87 г.
Краснодар
http://school87.kubannet.ru/e_t_kurs.html
Образование по интересам
Наша многопрофильная гимназия –
краевая экспериментальная площадка по теме
«Механизм проектирования и мониторинга
элективных курсов в профильном обучении
старшеклассников». Третий год мы работаем в
эксперименте, и поначалу многое приходилось
изобретать самим. Теперь появились методические
разработки, и мы видим, что почти все делали
правильно, а что-то даже лучше, чем предлагают
методисты.
Суть нашей работы заключается в создании гибкой
системы профилей и элективных курсов, выбор
которых определяется анкетированием учащихся и
их родителей. На сегодня наиболее востребованы
три профиля – информационно-математический,
химико-биологический и экономический, а два –
лингвистический и филологический – вводятся по
мере запроса учащихся.
Главное, что мы поняли, – элективных курсов в
школе должно быть много. Мы собрали целый веер
программ – их более 80, и в этом году еще 14 курсов
проходят апробацию. Понятно, что не все
разработанные курсы действуют непрерывно, ведь
спрос на элективы у детей каждый год разный. То
вдруг популярным становится право, то
психология, то решение трудных задач по физике. И
если находятся 5-7 человек, желающих заниматься,
например, журналистикой, мы запускаем курс
журналистики. Не собирается группа – нет и курса.
Есть в этом доля риска: учитель работает над
составлением программы, пишет научное
обоснование, проходит утверждение – а курс не
идет.
Идут те курсы, в которых хорошо выражена
практическая направленность. Ученики выбирают
занятия, где им можно как-то проявить себя.
Первыми по рейтингу у нас идут элективы Натальи
Андреевой «Опыты без взрывов», Марины
Мирошниченко «Компьютерная публикация». Они
построены на лабораторных и практических
работах. Популярностью пользуется курс Натальи
Гайденко «Основы журналистики»: дети выпускают
школьную газету «Гималаи».
Учителя знают: девиз успешного элективного курса
– «Действия, а не разговоры!».
Оказалось, что короткие курсы, 17-часовые, дети
выбирают охотнее. Не потому, что им не хочется ни
во что углубляться, а потому, что можно сделать
больше проб в разных видах деятельности. Таков
запрос: для девятиклассников лучше делать четыре
курса в год по 17 часов, чем два 35-часовых, хотя у
нас есть разные: вдруг выберут!
Мы не сразу поняли, как важно умело представить
новый курс детям. Не поверите, но это целая наука!
И программа разнообразных презентаций
создавалась у нас тоже постепенно. Теперь уже
заметно, что детям очень нравятся элективы,
которые ведут не учителя, а специалисты из вуза
или родители, авторитетные в своей профессии.
Почему так? Может быть, люди со стороны детям
интереснее, чем учителя? А может быть, учителя не
хотят меняться, работают по старинке, не желая
искать другой стиль общения? Ведь создать и
апробировать новый курс – это значит загореться
идеей, начать с детьми чем-то активно заниматься,
готовить по теме проект или вести
исследовательскую работу, учить
взаимодействовать, представлять результаты
своего труда. Формы отчета по элективам – это
игры, тренинги, дискуссии, открытые трибуны,
мастер-классы, семинары.
Новая педагогика. К счастью, для многих учителей
нашей гимназии она уже жизненно необходима.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|