Вторая тетрадь
школьное дело
|
СМЕНА ОРИЕНТИРОВ
Светлана ЧИСТЯКОВА,
доктор педагогических наук,
Институт содержания
и методов обучения РАО
Что нужно знать об элективных курсах
Комментарий специалиста
Элективные курсы могут быть направлены на
подготовку школьника в вуз, быть предметными,
межпредметными и ориентационными. Но для сдачи
государственного экзамена их выбирать нельзя.
Текущие оценки по таким курсам не выставляются.
Главная функция элективных курсов – дать
учащимся ответ на такие вопросы: «Что я хочу и
могу изучать? Как? Где? Зачем?». Ведь предметная
профильность может формально загнать ученика в
жесткие границы, срезая с его образовательной
траектории индивидуально значимые области
человеческой культуры. В результате
образовательная траектория ученика может стать
не индивидуальной, а профильной. Именно элективы
помогают компенсировать этот риск.
Региональным и муниципальным органам управления
образованием мы рекомендуем создавать банки
данных по элективным курсам, организовывать
информационную поддержку и обмен опытом – это
должно стать частью Региональных программ
развития. Общеобразовательное учреждение
принимает решение и несет ответственность за
содержание и проведение элективных курсов в
порядке, определенном учредителем.
При составлении элективных курсов важно
соблюдать основные принципы профильного
обучения: деятельностный характер образования,
вариативность, интеграцию образовательного
процесса с социумом, индивидуализацию,
региональную направленность образования. Суть
любого элективного курса – приоритет умений
перед знаниями. И конечно, доминанта позитивного
опыта.
Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте
по профильному обучению, показывает, что
существует проблема нехватки педагогических
кадров. Удовлетворить запросы школьников
помогают сетевые формы взаимодействия
образовательных учреждений. Это объединения
образовательного потенциала нескольких
учреждений, включая учреждения начального,
среднего, высшего профессионального и
дополнительного образования. По сути, происходит
легализация уже существующих и организация
новых форм сетевой организации обучения.
Вторая проблема – сохраняющийся в отечественной
школе знаниевый подход к образованию. Его суть:
объем транслируемой информации по основам наук
должен быть заведомо избыточным. В такой
ситуации практически невозможно найти место
личностно- и практико-ориентированной
проблематике. Для того чтобы расцветали такие
формы и методы, как творческие мастерские,
практики на рабочих местах, проектная
деятельность и др., целесообразно внести
коррективы и в классно-урочную систему, где
школьники по-прежнему остаются пассивными
слушателями взрослого, который всегда прав.
В скором времени будет востребован новый тип
учителя, учитель-фасилитатор. Он сопровождает
школьника на пути к образовательным целям. А пока
классный руководитель будет выполнять функцию
координатора по педагогическому сопровождению
школьников в условиях профильного обучения.
Насколько мне известно, эта проблема в настоящее
время прорабатывается в Академии повышения
квалификации и переподготовки работников
образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|