Первая тетрадь
политика образования
|
РЕПОРТАЖ
Международное исследование PISA в России
упоминается как синоним просчетов
отечественного образования. А между тем у нас
есть школы, для которых PISA – это синоним успеха.
Элитная школа.
Открыта для всех
“Вы про эту школу собираетесь писать? –
удивился водитель, который привез меня к
ивановскому лицею № 22. – А я думал – про какую-то
частную. Смотрите: половина фасада не покрашена.
Значит, самая обычная школа”.
…С виду – обычная. А на самом деле лицей № 22
города Иванова входит в пятерку лучших школ
России по результатам исследования PISA. В этой
пятерке с ним соседствуют элитные школы Питера и
Москвы.
Выходит, деньги и возможности школы здесь не
главное.
А что тогда?
За ответом на этот вопрос мы и отправились в 22-й
лицей.
Все плацкартные, общие и сидячие вагоны
знаменитого состава Москва – Иваново – Кинешма
заставлены огромными клетчатыми сумками.
Граждане, везущие товар для ивановских бутиков,
прячут свои стоптанные сапоги на третью полку,
чтобы ночью не утащили соседи. В этом поезде
пассажиры плацкарты все еще носят деньги у
сердца. А большую клетчатую сумку здесь прозвали
“радикуль”. Про дамский ридикюль забудьте.
“Радикуль” – это то, от чего разыгрывается
радикулит.
На знаменитом ивановском текстильном рынке, куда
междугородные автобусы когда-то каждый день
свозили паломников, жаждущих местных тканей
оптом и в розницу, предприимчивые торговцы
зазывают покупателей: “Турецкий текстиль!
Турецкий текстиль!”
Но в круговороте этой клетчато-коммерческой
жизни то и дело возникают удивительные явления,
совсем не вписывающиеся в эту унылую
постсоветскую эстетику. В городе, пусть и
незаметно, идет другая жизнь. Например, для
выдвижения на премию Президента РФ по области
выделена квота – 19 школ. Только в Иванове
документы подали уже 17 инновационных школ.
“Интересные школы”, – соглашаются учителя
лицея № 22.
А им можно верить.
Бывшую фабрично-заводскую ивановскую школу № 22
(ставшую в 1990 году лицеем) всегда хорошо знали в
городе. Недавно о работе лицея узнали и в вузах
Москвы и Петербурга, куда его выпускники
поступили с высокими баллами ЕГЭ. В 1993 и 1995 годах
лицей был назван школой года. В 1995 году получил
Диплом Министерства образования РФ, в 1996 году –
грант Сороса. В активе – благодарственное письмо
ученого совета МГУ и Министерства образования РФ
за подготовку призера Всероссийской олимпиады
школьников по математике. Грамота управления
образования администрации города Иванова “За
высокую результативность инновационной
деятельности в 2004 году”. Из 127 педагогов школы –
три кандидата наук, три заслуженных учителя РФ,
четверо – призеры конкурса “Учитель года”
разных лет, четверо – лауреаты гранта
“Соросовский учитель”, которого преподаватели
удостаивались по опросу
студентов-первокурсников.
Однако новый интерес к работе лицея вызвало
проведенное в 2005 году исследование Центра оценки
качества образования Института содержания и
методов обучения РАО.
Впереди лидеров
Два предшествовавших года эксперты Центра
оценки качества анализировали причины низких
результатов российских школьников на
международном исследовании PISA. Оно проверяет
функциональную грамотность 15-летних подростков
из разных стран мира.
В 2003 году провал российских
15-летних школьников по сравнению с их
сверстниками из Гонконга, Финляндии, Японии был
удручающим. Россия с ее академическими
традициями оказалась в самом конце рейтинга (где,
впрочем, пребывали и США). Эксперты РАО
подтвердили, что наши подростки не умеют
ориентироваться в нестандартных ситуациях, не
умеют применять полученные на уроках знания вне
школьной программы. Школа их этому не учит.
Однако специалисты Центра оценки качества РАО
обнаружили в России несколько школ, ученики
которых во время исследования PISA 2003 года
поставили рекорд: их результаты оказались выше
среднего балла школьников из стран – лидеров
международного рейтинга.
– Мы искали эффективно работающие школы, –
объяснила заведующая Центром оценки качества
образования ИСМО РАО Галина Ковалева. – Поэтому
для каждой школы, показавшей высокий результат
на исследовании PISA, мы с помощью статистических
методов вычислили тот балл, который школьники
могли бы получить исходя из материальной базы
школы, ее педагогических ресурсов,
социально-экономического статуса семей
школьников. В нашем исследовании самой
эффективной считалась та школа, которая дала
статистически более высокий результат, чем мы ей
предсказывали.
…Оказалось, что на всю Россию (а в исследовании
PISA 2003 года принимали участие почти шесть тысяч
15-летних школьников из 212 школ и ПТУ в 46 регионах)
таких эффективно работающих школ – пять.
Это – лицей при Новосибирском государственном
техническом университете, гимназия № 1534 г.
Москвы, лицей г. Троицка (Московская область),
средняя школа № 557 Санкт-Петербурга.
“Крупные города, высокий
социально-экономический статус родителей” –
определили причину успеха этих учебных
заведений эксперты.
Но среди этих эффективных школ, совершенно
неожиданно для ученых, оказался лицей № 22,
расположенный в рабочем городе Иванове рядом с
текстильным рынком.
...И никакого демографического спада
Так вошла в историю та самая школа с наполовину
покрашенным фасадом.
– На вторую половину фасада нам не хватило денег,
– спокойно разъяснил заслуженный учитель РФ
Виктор Самсонян, директор эффективно работающей
школы. – Хорошо, что до холодов успели покрасить.
Самсонян в 80-е годы работал начальником
управления образования города.
– Но чувствовал, что занимаюсь чем-то ненужным. Я
просто хотел работать в школе, – говорит
директор. – Эта школа вводилась в 1988 году. И я
пришел сюда.
Сейчас, когда администрация школы оформляет
документы на конкурс инновационных учебных
заведений, номинированных на грант Президента
РФ, у учителей возникла было надежда, что на
президентский миллион удастся докрасить фасад.
Подсчитали: миллиона хватит.
Но в управлении образования строго сказали:
никаких фасадов. Миллион – если будет ваш –
должен быть потрачен на инновации. Впрочем,
учителя и этому обрадовались. На миллион можно
будет докупить компьютеров и осуществить давнюю
мечту – превратить школьную библиотеку в
медиатеку.
В России много говорят о демографическом спаде.
Но в ивановском лицее № 22 катастрофического
спада учителя пока не наблюдают. Может быть,
потом, через несколько лет, неуверенно говорят
они. Школа, рассчитанная на 1100 человек,
задыхается от наплыва желающих.
Сейчас у “эффективной школы” три здания, в
которых обучаются полторы тысячи человек.
Зачисляют в школу всех независимо от
способностей и родительского статуса. Одни
ивановцы называют между собой школу лицеем,
другие – просто школой. Одни имеют в виду
уважаемые в городе физико-математические классы,
а другие – школу микро-
района, куда записывают по месту жительства.
– Это ваш принцип – никому не отказывать? –
спрашиваю я у директора.
– Мне неприятно, если ребенок, живущий рядом со
школой, получает отказ, – говорит Самсонян. – Я
не представляю, как можно вести ребенка мимо
школы и говорить ему: ты в эту школу не попал,
потому что не очень умный. В двух кварталах от нас
была бывшая неполная школа. Мы открыли там
общеобразовательные классы вплоть до
одиннадцатого. Мне говорили: Виктор Михайлович,
зачем ты взял этот корпус? Пусть кто-нибудь
другой о нем позаботится. Я отвечал им: там учатся
наши дети, ивановцы. Кому, если не нам, о них
позаботиться?»
…А ЕГЭ, в который недавно включилась Ивановская
область? На едином государственном экзамене
старшеклассникам из микрорайона, детям
безработных отцов и матерей, не придется
рассчитывать на высокие баллы. Вряд ли найдется
директор, который не взглянет на картину
успеваемости глазами управленцев...
– Управленцы пусть думают что хотят, – парирует
Самсонян. – Выпускники наших математических
классов получают такие баллы на ЕГЭ, что общий
результат по школе все равно оказывается
высоким. А принимать мы будем всех.
Задача неразрешима?
…Здесь уже хронически не хватает аудиторий для
занятий. Даже составление расписания для такого
количества уроков и элективных курсов – труд
поистине героический. В школе уже три года
размышляют над тем, чтобы перевести каждого
ребенка на индивидуальный маршрут освоения
учебных предметов. Но пока это невыполнимо: в
школе нет свободных помещений, чтобы разбивать
каждый класс на маленькие группы. Трудно сделать
более дифференцированными элективные курсы:
ведь если разделить каждый класс хотя бы надвое,
нужно найти дополнительную пустую аудиторию!
В надежде, что распределить всех по часам и
классам помогут компьютерные технологии, в лицее
№ 22 купили компьютерную программу
“Аверс-расписание”. Заложили в нее все данные и
получили от компьютера ответ: “Ваша задача
неразрешима”.
Завуч Нелли Владимировна Мишина взяла все
данные, посидела одну ночь – и составила новое
расписание…
Одним словом, педагоги привыкли сталкиваться с
трудностями и не боятся их. Потому и не требуют
формировать классы по15–20 человек. Знают, что
возможностей для этого нет. (Почти в каждом
классе учатся по 30 человек.) Не требуют провести
искусственную селекцию учеников по принципу
“этот мне нравится, а с тем трудно работать”.
Одну из причин успеха школы учителя видят именно
в этом.
Но профильные классы в лицее действительно есть.
Только у них уже пятнадцатилетняя история.
– В 1988-м в школе высадился университетский
десант. Здесь открылся филиал кафедры педагогики
и частных методик Ивановского государственного
университета. В 1990 году сотрудничество школы с
университетом оформилось и сложился комплекс
“школа-вуз”, – рассказывает Тамара
Александровна Воронова, профессор ИвГУ, научный
руководитель учебно-научно-педагогического
комплекса “Университет-лицей № 22”. –
Преподаватели университета вместе с учителями
лицея искали научно-педагогическое решение двух
проблем. Первая – реализация
личностно-деятельностного подхода в обучении.
Вторая – индивидуализация и дифференциация
создания профильных классов. Это было в те годы,
когда в стране еще не говорили о профильном
обучении.
…Преподаватели университета и учителя
ивановского лицея делали это не по министерскому
приказу, а потому, что хотели сделать школьное
обучение интересным. Общие принципы
исследования PISA педагоги, конечно, знали и были с
ними солидарны. Просто не планировали, что
15-летние школьники из России когда-нибудь будут в
нем участвовать. И не планировали, что в выборку
по России попадет их лицей.
– Открытие профильных классов в
общеобразовательной школе предусматривает, что
детей рано или поздно приходится разделять по
способностям. Нередко это связано с большими
обидами. Как вам удается их избегать? – спрашиваю
я.
– Да, иногда некоторые дети пытались бравировать
перед другими. Но мы всегда доказываем им, что они
не правы, – говорит директор лицея Виктор
Самсонян. – Ребенок должен учиться именно в тех
условиях, в каких ему позволяют способности,
иначе он будет мешать учиться другим. Детей нужно
разводить по разным классам. Но это должно быть
сделано с учетом мнения психологов, врачей,
родителей, учителей. Мы разработали целую
систему, и она – как показали результаты по
исследованию PISA – сработала. После седьмого
класса, когда мы комплектуем профильные восьмые
классы, родители узнают, удобно ли будет учиться
здесь ребенку, смогут ли они освоить программу.
Наши ивановские родители знают, что в этих
классах будет немного подороже учиться:
например, если программа инновационная, то
учебников – больше, пособий – больше.
– Значит, школа оказывает платные услуги?
– Мы могли бы проводить за деньги углубленные
курсы. Но нас вполне устраивают учебные планы,
которые у нас существуют.
Формула успеха – согласование позиций
…Со времени создания в 1990 году первых
профильных классов в лицее № 22 накопился немалый
опыт. За пятнадцать лет руководители школы
поняли, чем грозит бюрократическая профилизация,
когда детей делят на продвинутых и
посредственных в зависимости от учительских
симпатий и родительских средств.
– С самого начала мы начали покупать и создавать
сами диагностические психологические программы,
которые помогли бы нам определить склонности и
интересы детей, – рассказывает Тамара Воронова.
– Нам приходилось переубеждать
учителей-предметников, которые волюнтаристски
определяют способности своих учеников. Ведь есть
же дети, которые даже в девятом классе не
раскрыли своих возможностей! Исследование PISA
проверяет готовность 15-летних детей к
осознанному учению. А к нему подавляющее
большинство российских школьников не готовы. То,
что участники исследования PISA из нашей школы
рано могли выбрать профиль, давало им
уверенность в собственных силах, ощущение
надежности. Так складывается положительное
отношение к школе и к учебному процессу. Нашим
школьникам интересно применять полученные
знания. Но прежде чем подойти к этому, нам всегда
надо решить одну и ту же проблему: сгладить
конфликт между позицией учителя-предметника и
ребенка, который хочет учиться у него в классе, но
имеет невысокие баллы.
Сегодня четыре школьных психолога следят за
каждым учеником, начиная с его зачисления в
школу. Потом досье на ребенка передается из
начальной школы в среднюю.
– База данных по каждому ребенку накапливается у
нас с первого класса, – говорит школьный
психолог Елена Геннадьевна Пугачева. – С годами
мы просто дополняем ее.
Еще задолго до перехода в старшую школу, в 8–9
классах, учителя, методисты, родители и конечно
же сами ученики приступают к “согласованию
позиций”. Иногда позиции согласовываются много
месяцев. По каждому ученику проводятся
педагогические консилиумы и педсоветы.
– Мы долгие годы пытались гармонизировать
стремление школы, желания учителей, интересы
ученика и его родителей. Результаты вы видите
сами, – говорит научный руководитель комплекса
«Университет-лицей № 22» Тамара Воронова.
…Недавно в школе запустили новый проект по
совместному анализу урока, в котором принимают
участие три стороны – учителя, школьники и их
родители. Этот проект можно назвать зародышем
общественной экспертизы, о формах и содержании
которой сегодня так много спорят в Министерстве
образования и науки, в министерствах образования
субъектов РФ, в школах.
Учитель лицея № 22 дает урок, затем присутствует
при «разборе полетов». Его урок оценивают
присутствующие – учителя, студенты-педагоги,
ученики и их родители. Каждый преподаватель
может увидеть свою профессиональную
деятельность глазами посторонних. Взгляд со
стороны – ценная вещь. А мнение родителей – это
мнение заказчиков образовательных услуг.
В лицее № 22 такой открытый урок рассматривают
как одну из форм повышения квалификации
учителей. Но анализ, которому подвергается
работа учителя на уроке, можно назвать и
«повышением квалификации» родителей.
Администрация школы убеждена, что папы и мамы
тоже должны понимать, чему, как, почему и зачем
учат их детей.
Детям тоже предлагается ответить на вопросы
соответствующей анкеты. Например: на каком этапе
урока тебе очень хотелось высказаться, но не
получилось? Или: на каком этапе урока твое
внимание отключалось и почему?
Конечно, для некоторых педагогов обсуждение их
деятельности непрофессионалами может оказаться
болезненной процедурой.
– Поначалу мы опасались этой формы экспертизы, –
признают в школе. – Но теперь у нас уже есть опыт:
таким образом прошло пять уроков. Мы убедились,
что дети из 9 класса замечательно
проанализировали урок учителя.
Ученики лицея № 22 тоже учатся открыто
анализировать свои ошибки и трудности.
На особом уроке школьники с помощью педагогов
выявляют причины своих затруднений в том или
ином предмете, стараются понять свои типичные
ошибки, намечают пути их исправления. Поначалу
методисты даже сомневались: можно ли назвать это
в прямом смысле уроком математики? Или уроком
психологии?
Сегодня педагоги и администрация школы считают,
что ученический «разбор полетов» тоже мог стать
одной из составляющих успеха детей в
исследовании PISA.
Но в исследовании PISA школа участвовала почти три
года назад. И неизвестно, попадут ли ее 15-летние
ученики в выборку будущего международного
исследования PISA.
Интерес к учебе старшеклассников из лицея № 22
остается неизменным.
А результат таков. 181 призовое место в городских и
областных олимпиадах. Дипломы лауреатов
Всероссийского конкурса исторических
исследовательских работ “Человек в истории.
Россия. ХХ век”. Первое место в московской
олимпиаде школьников “Экоэрудит”. 20%
выпускников ежегодно заканчивают школу с
золотыми и серебряными медалями. Коммерческие
вузы в Иванове неоднократно предлагали
администрации школы заключить договор и
принимать выпускников лицея № 22 без экзаменов.
Старшеклассникам лицея № 22 это не понравилось.
“Не надо нам этих коммерческих вузов”, –
заявили они. Ежегодно несколько выпускников
поступают на бюджетные отделения вузов Москвы и
Петербурга.
Выпускники – на экспорт
– Эксперты РАО назвали вашу школу
эффективной. Как по-вашему, можно ли измерить
эффективность школы? – задаю вопрос директору
Виктору Самсоняну.
– Главная ценность – это репутация школы, –
считает директор. – И ее измерить можно. При
желании я мог бы открыть в школе хоть десять
первых классов. И мне даже объявление об этом не
понадобится вешать. Эти классы тут же заполнятся
желающими. Но для меня очень важным кажется то,
что наши выпускники конкурентоспособны: они
поступают в вузы Москвы и Петербурга. Значит, мы в
Иванове умеем готовить на столичном уровне.
А еще это значит, что лицей № 22 начинает работать
на экспорт…
В 2003 году школьники заработали высокие баллы на
международном исследовании PISA, потому что лицей
научил их правильно применять свои знания. А
правильно применить знания – означает, в том
числе, покинуть город Иваново, который когда-то
был трудолюбивым городом ткачей, а сейчас стал
городом клетчатых сумок и челночной торговли.
Некоторые выпускники лицея Иваново уже покинули.
А многие покинут в ближайшем будущем.
– Некоторые ученики профильных математических
классов уже защитили диссертации и работают в
Ивановском госуниверситете. Но найти молодых
учителей для нашей школы, к сожалению, все
труднее, – говорит Тамара Воронова. – Все они
стремятся в Москву. Там для них всегда найдется
работа. Недавно я спросила у одной из своих
способных учениц, почему она не хочет прийти
работать в школу. “Я очень хочу, – ответила она,
– но я не могу себе позволить работать учителем.
Ведь у меня собственная квартира в Иванове”. Это
странно звучит? Но это так. Она должна платить
ежемесячно за коммунальные услуги 2 тысячи
рублей… Такова здесь квартплата.
В этом городе возможность жить без долгов и
каждый месяц платить за квартиру – победа. А
новое платье немолодой учительницы – праздник.
– Оно не новое. Я носила его, когда мне было
семнадцать лет, – застенчиво объяснила она
коллегам.
...А пока что в лицей № 22 на дорогих машинах
привозят детей из выросшего поблизости богатого
микрорайона, где за последние годы ни одного
образовательного учреждения так и не построили.
Хотя могли бы: с бассейном, теннисным кортом,
конюшней и евроремонтом. Только зачем обитателям
богатого микрорайона новая школа? Ведь лицей № 22,
который эксперты РАО недавно назвали одной из
пяти эффективных российских школ, и так всех
примет.
Снаружи он, может быть, и не очень эффектен, зато
коридоры лицея сияют. В трех корпусах школы
работают несколько десятков уборщиц. В прошлом –
ткачихи. Бывшие ткачихи довольны тем, что смогли
устроиться в школу. Работу свою эти женщины
выполняют на совесть. Так же, как в те времена,
когда стояли у станка.
– У нас нет такой проблемы – сделать уборку в
школе перед приездом гостей, – говорят учителя.
– Сами видите: и так все блестит.
В конце концов, считают здесь, на ивановских
ткачей – даже бывших – всегда можно положиться.
Подробнее о школе можно прочесть в
газете “Управление школой” №8,
которая выйдет 16 апреля
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|