Первая тетрадь
политика образования
|
КРУГ ВОПРОСОВ
Юлия СКВОРЦОВА,
координатор сообщества классных руководителей
в Сети творческих учителей, учитель истории и
обществознания МОУ СОШ №9
г. Воскресенск
В прошлом номере мы опубликовали
«Методические рекомендации об осуществлении
функций классного руководителя». Какие
изменения произойдут в работе учителей? – с
таким вопросом мы обратились к педагогам,
директорам школ и образовательным чиновникам.
Классное руководство: сколько стоит
президентская тысяча
«Неподотчетных» денег в
государственной казне не бывает...
Цель и задачи деятельности классного
руководителя нам хорошо известны и видимых
изменений не претерпели. И как и прежде, они
слишком глобальны. Одно «формирование у
обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров» чего стоит, а ведь это только один из
десятка пунктов.
Здесь нужно добавить, что это только кажется,
будто «классный» проводит лишь еженедельный
классный час и раз в четверть – родительское
собрание. Я, например, насчитала у классного
руководителя более 50 только текущих дел:
диагностирование, организация досуга и
творческой деятельности, развитие ученического
самоуправления, разрешение конфликтных
ситуаций, индивидуальная и групповая работа с
родителями, индивидуальная работа с учащимися…
Список каждый может продолжить сам.
Примечательно, что непосредственно работе с
детьми в «Рекомендациях…» внимания уделяется
явно недостаточно. Но, может быть, это лишь
отражает общие тенденции?
Еще в 2001 году в Ульяновске проводили
исследование по проблеме классного руководства.
Оказалось, что так называемый «бумажный блок»
(проверка дневников, составление текущего плана
работы, выставление оценок, работа с журналом,
оформление документации, написание сценариев,
различных характеристик), организация текущих
дел (питание, дежурство, объявления по классу и
т.д.) и работа со взрослыми (родителями,
учителями-предметниками, психологической
службой), совещания отнимают намного больше
времени, чем взаимодействие с учениками. Проще
говоря, заниматься воспитанием школьников
просто некогда. За прошедшие 5 лет мало что
изменилось: в нынешних исследованиях педагоги
пишут о том же – огромная бумажная работа,
нехватка времени на общение с учениками. Нам же
рекомендуют оставить все на том же уровне
(спасибо, что новых функций не добавили, но
перевес все же не в пользу детей).
Впрочем, если функционал классных наставников
кардинально не изменился, то требования к
качеству нашей работы возросли. В новом
документе этому посвящен отдельный раздел.
Только как измерить «эффективность
воспитательной работы»? Конечно, есть
формализуемые показатели – уровень
воспитанности учащихся, отношения в классном
коллективе, развитие самоуправления, участие в
школьной жизни, анализ решения поставленных
задач, участие родителей в жизни классного
коллектива, общий психологический климат в
классе и т.д. Но оценки эффективности
неоднозначны. Например, воспитанность учащихся
или их развитие в целом определяются многими
факторами, и реальный вклад педагога в этот
процесс зафиксировать очень сложно. И кто будет
ставить «оценки» классному руководителю?
К сожалению, при определении эффективности
работы классного руководителя редко учитывают
мнение тех, с кем непосредственно он работает,
т.е. детей и родителей. А их мнение с мнением
администрации часто не совпадает. На что чаще
всего жалуются родители? Да все на то же: на
отсутствие должного внимания со стороны
классного руководителя к интересам и проблемам
конкретного ребенка. «Бумажный блок» забирает
все время «классного».
Как с этим бороться? Никак, если в
«Рекомендациях…» критерии оценки деятельности
учителя – внешние, формальные показатели.
Успеваемость, документация, оформление кабинета,
количество проведенных мероприятий…
Педагогическое мастерство, авторитет учителя у
детей, родителей и коллег – все это остается за
бортом.
А между тем создатели «Рекомендаций…» ставят
перед педагогами задачу не просто воспитать
ученика, а «поддержать растущего человека в его
развитии». По правде говоря, эта задача должна
заставить по-другому взглянуть на деятельность
учителя-предметника, который осуществляет
сегодня функции «классного». Хотя у нас и
появились практические психологи, социальные
педагоги, профориентаторы, валеологи, тьюторы,
ориентированные на индивидуальную помощь, но на
практике в обычной рядовой школе все
сосредоточено в руках классных руководителей.
Впрочем, похоже, чиновники министерства уже
взглянули на учителей «по-другому». Потому что
когда читаешь «Рекомендации…», есть ощущение,
что речь идет не о классных руководителях, а об
освобожденных воспитателях (или кураторах).
Логическая нестыковка налицо. Вспомним
определение, которое дают классному
руководителю методические рекомендации 2001 г.
(Приложение к письму Минобразования России от
21.06.2001 № 480/30-16): «Он – педагог-профессионал,
духовный посредник между обществом и ребенком в
освоении культуры, накопленной человечеством,
организующий систему отношений через
разнообразные виды воспитывающей деятельности
классного коллектива; создающий условия для
индивидуального самовыражения каждого ребенка и
развития каждой личности, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей, защиты интересов детства».
Это с одной стороны. А с другой – классное
руководство везде трактуется как дополнительная
работа учителя-предметника (или другого
педагога). При этом все знают: учитель-предметник,
работающий на одну ставку, – это большая
редкость. А вот 30–36 часов и более – это
реальность (которая, кстати, дает возможность
прокормиться). Прибавьте внеклассную работу по
предмету, конкурсы, олимпиады, РМО… Где уж тут
брать еще и классное руководство!
На странице нашего сообщества «Классный
руководитель XXI века», организованного в рамках
Сети творческих учителей http://it-n.ru, активно
обсуждается эта тема. Промежуточные данные
опроса: «Кто, на Ваш взгляд, должен осуществлять
классное руководство?» – показывают, что более 60%
опрошенных ответили, что этим должен заниматься
освобожденный классный руководитель
(воспитатель).
Задумайтесь, почему такой высокий процент? «Для
педагогически грамотного, успешного и
эффективного выполнения своих функций классному
руководителю…» надо затрачивать в день не менее
8 часов, а это целый рабочий день (завучу,
например, нельзя брать учебной нагрузки более 9
часов, потому что в ином случае он не сможет
качественно выполнять свои управленческие
функции).
Работа классного руководителя нелегка и подчас
неблагодарна. Педагоги же связывали с
национальным проектом надежду на то, что наконец
найдется возможность сделать освобожденными
классных руководителей и они будут заниматься
исключительно воспитанием, что сделает их труд
более эффективным. Но, видимо, учителя так и будут
проводить уроки и вести внеклассную работу (и
только они знают, насколько же трудно совмещать
два этих совершенно разных вида деятельности). А
доплаты вряд ли что-то кардинально изменят в
школе. Если учитель хорошо работал и раньше, он и
будет продолжать работать на должном уровне. А
если кому-то обязанности классного руководителя
в тягость, то такие деньги уж точно никого не
заставят «выкладываться по полной». На классных
руководителей столько возложено, что они уже с
лихвой отработали не только тысячу рублей, но и
больше.
Ясно, что инструкциями или методическими
рекомендациями уровень классного руководства и
воспитательной работы в целом не повысить.
«Классному» нужны профессиональная помощь и
поддержка. Пока же сильны опасения, что надбавки
вызовут не интерес к детям и профессии, а
виртуозное бумаготворчество.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|