Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования
Артем СОЛОВЕЙЧИК

Чтобы учителя завтра здесь встретились снова...

Есть такое место в Москве – Дом учителя. Есть такое время в году – Марафон. Это не конференция, хотя здесь учат; не семинар, хотя здесь обмениваются опытом, не съезд учителей, несмотря на число посетителей – более 15 000 ежегодно. Это Один День в цепочке Разных. Праздничный и неповторимый. Единственный, но включенный в поток других. День, когда все сходится на интересе учителя, а сам он присоединяется к огромной когорте российских педагогов. Он пришел сюда добровольно, сам, это его выбор. И в то же время он – представитель учительского класса. Марафон этот дух поддерживает.

Марафон – это каждый день несколько площадок, на которых одновременно идут разные мероприятия. Ведь людьми движут разные мотивы, все учесть невозможно. И поэтому решение именно так организовать работу было не из легких А вдруг никто не придет? А вдруг придет слишком много народа? Появляется искушение регламентировать количество присутствующих. Но день объявлен, люди собрались, и все каким-то чудесным образом устраивается. Оказывается, если есть выбор из пяти занятий – все занятия, как ни странно, прекрасно существуют. Если же делать цепочку занятий, человек чувствует, что его загнали во что-то обязательное, и пустеют залы, опустошаются души.
   
Люди – те же корабли. Растяжка – ветры, шторма – только скрепляет хорошо собранный корпус. Свободное пространство выстраивает себя качественнее и содержательнее, чем любая организация, которую можно придумать. А раз так, значит, все идет правильно, и не важно, много народа собралось или мало. Можно побыть там, посидеть здесь, постоять, заглянуть, выхватить фразу, образ.
Залог самоукрепления человека – его собственный интерес. Тогда можно собрать вместе хоть 15 000 человек, и не надо никем руководить. И ты думаешь не о том, как удержать всех и все под контролем, а о том, чтобы каждому гостю было интересно. Стремишься пригласить достойнейших лекторов, уникальных педагогов, стараешься, чтобы максимально высок был уровень проводимых занятий.
Мы хорошо знаем тех, кто выступит, но из года в год диапазон ведущих расширяется за счет лиц, приглашенных издательствами: авторы учебников, методисты, разработчики учебно-методических комплексов. Интерес издательств к марафону растет: он собирает крепкую, понимающую, активную и требовательную аудиторию.
   
На первых марафонах наши представления об интересах учителей и реальные учительские предпочтения не совпадали. Понадобилось четыре года, чтобы мы смогли предъявить учителям достаточно богатую, но и адресную палитру возможностей марафона. Какая теперь тишина наступает в Доме учителя, когда учителя расходятся по аудиториям! Хорошая тишина. Она означает полную включенность в работу, когда каждый понимает, что ему делать. И у нас есть ощущение, что мы дышим в унисон с учителем.
Это сразу отразилось на предметных газетах. Контакт редакций с читателями и с авторами значительно повышает качество материалов, привносит клубный дух в общение профессионалов. За эти годы сформировалась определенная культура марафона, сложились традиции, обнаружились закономерности. Ежегодное обновление участников, оказывается, – 20–30%, самое популярное мероприятие – дискуссионный клуб. В этом году они потрясающе интересно и плодотворно проходят. Люди решились включиться в обсуждения! На дискуссионном клубе в рамках Дня учителя истории педагог из Подмосковья свидетельствовала: в ее классе учатся дети чеченцев из богатых семей и дети военных, которые участвуют в боевых действиях в Чечне. Так случилось. Но ведь в такой ситуации открыть учебник – обидеть и тех и других. Только думать вместе, разговаривать. Создавать историю прямо на уроке истории. Мне кажется, это совсем новая методика.

Со стороны посмотреть – чего проще? Найти помещение, пригласить ведущих, собрать учителей – и дело сделано! Все не так. Дом учителя – это счастливый подарок жизни. Случилось так: я ехал на машине с Соловейчиковских чтений и вдруг увидел: вот Он! Дом учителя. Остановился, зашел. Там заканчивался ремонт. И после ремонта Московский Дом учителя, можно сказать, открылся нашим Марафоном. Мы подружились. Директор Тамара Васильевна Юрова поняла идею Марафона, кажется, раньше нас и многое нам подсказала…

Количество марафонских мероприятий огромно, и чтобы каждое сработало безотказно, все придумывается загодя, еще в январе. Заранее представляются ведущие, определяются темы, залы, рассылаются программы. Это не просто знаки уважения к учителю. Законы марафонской этики.
Такая мелочь, казалось бы, – составление программы. Но мы пишем ее так, чтобы само чтение программы просвещало учителя. Вдруг он не сможет приехать на марафон? Но о тенденциях современного образования, педагогических направлениях, актуальных темах он узнает. Увидит имена ученых, специалистов управления, которые идут к учителям. Отметит разнообразие жанров, в которых реализуется содержание. Мы ежегодно высылаем 40 000 писем-приглашений. И в каждое вложена программа. Пусть человек не едет, но он знает: о нем помнят, его ждут. И он причастен.

Дни марафона поистине марафонские: более 50 сотрудников Издательского дома и Дома учителя ежедневно обслуживают мероприятия. Эта незаметная закулисная работа состоит из тысячи мелочей: сформировать пакеты для каждого участника, привезти книги, допечатать программки, встретить-проводить. В эти дни Дом учителя пронизан жизнью марафона: подсобные помещения, технические комнаты, а в конце дня – сбор и вывоз мусора, ежедневный осмотр и, если нужно, необходимый ремонт помещений. Чтобы завтра учителя могли здесь встретиться снова...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru