Первая тетрадь
политика образования
|
Чтобы учителя завтра здесь
встретились снова...
Есть такое место в Москве – Дом учителя. Есть
такое время в году – Марафон. Это не конференция,
хотя здесь учат; не семинар, хотя здесь
обмениваются опытом, не съезд учителей, несмотря
на число посетителей – более 15 000 ежегодно. Это
Один День в цепочке Разных. Праздничный и
неповторимый. Единственный, но включенный в
поток других. День, когда все сходится на
интересе учителя, а сам он присоединяется к
огромной когорте российских педагогов. Он пришел
сюда добровольно, сам, это его выбор. И в то же
время он – представитель учительского класса.
Марафон этот дух поддерживает.
Марафон – это каждый день несколько площадок, на
которых одновременно идут разные мероприятия.
Ведь людьми движут разные мотивы, все учесть
невозможно. И поэтому решение именно так
организовать работу было не из легких А вдруг
никто не придет? А вдруг придет слишком много
народа? Появляется искушение регламентировать
количество присутствующих. Но день объявлен,
люди собрались, и все каким-то чудесным образом
устраивается. Оказывается, если есть выбор из
пяти занятий – все занятия, как ни странно,
прекрасно существуют. Если же делать цепочку
занятий, человек чувствует, что его загнали во
что-то обязательное, и пустеют залы, опустошаются
души.
Люди – те же корабли. Растяжка – ветры, шторма –
только скрепляет хорошо собранный корпус.
Свободное пространство выстраивает себя
качественнее и содержательнее, чем любая
организация, которую можно придумать. А раз так,
значит, все идет правильно, и не важно, много
народа собралось или мало. Можно побыть там,
посидеть здесь, постоять, заглянуть, выхватить
фразу, образ.
Залог самоукрепления человека – его собственный
интерес. Тогда можно собрать вместе хоть 15 000
человек, и не надо никем руководить. И ты думаешь
не о том, как удержать всех и все под контролем, а
о том, чтобы каждому гостю было интересно.
Стремишься пригласить достойнейших лекторов,
уникальных педагогов, стараешься, чтобы
максимально высок был уровень проводимых
занятий.
Мы хорошо знаем тех, кто выступит, но из года в год
диапазон ведущих расширяется за счет лиц,
приглашенных издательствами: авторы учебников,
методисты, разработчики учебно-методических
комплексов. Интерес издательств к марафону
растет: он собирает крепкую, понимающую, активную
и требовательную аудиторию.
На первых марафонах наши представления об
интересах учителей и реальные учительские
предпочтения не совпадали. Понадобилось четыре
года, чтобы мы смогли предъявить учителям
достаточно богатую, но и адресную палитру
возможностей марафона. Какая теперь тишина
наступает в Доме учителя, когда учителя
расходятся по аудиториям! Хорошая тишина. Она
означает полную включенность в работу, когда
каждый понимает, что ему делать. И у нас есть
ощущение, что мы дышим в унисон с учителем.
Это сразу отразилось на предметных газетах.
Контакт редакций с читателями и с авторами
значительно повышает качество материалов,
привносит клубный дух в общение профессионалов.
За эти годы сформировалась определенная
культура марафона, сложились традиции,
обнаружились закономерности. Ежегодное
обновление участников, оказывается, – 20–30%,
самое популярное мероприятие – дискуссионный
клуб. В этом году они потрясающе интересно и
плодотворно проходят. Люди решились включиться в
обсуждения! На дискуссионном клубе в рамках Дня
учителя истории педагог из Подмосковья
свидетельствовала: в ее классе учатся дети
чеченцев из богатых семей и дети военных, которые
участвуют в боевых действиях в Чечне. Так
случилось. Но ведь в такой ситуации открыть
учебник – обидеть и тех и других. Только думать
вместе, разговаривать. Создавать историю прямо
на уроке истории. Мне кажется, это совсем новая
методика.
Со стороны посмотреть – чего проще? Найти
помещение, пригласить ведущих, собрать учителей
– и дело сделано! Все не так. Дом учителя – это
счастливый подарок жизни. Случилось так: я ехал
на машине с Соловейчиковских чтений и вдруг
увидел: вот Он! Дом учителя. Остановился, зашел.
Там заканчивался ремонт. И после ремонта
Московский Дом учителя, можно сказать, открылся
нашим Марафоном. Мы подружились. Директор Тамара
Васильевна Юрова поняла идею Марафона, кажется,
раньше нас и многое нам подсказала…
Количество марафонских мероприятий огромно, и
чтобы каждое сработало безотказно, все
придумывается загодя, еще в январе. Заранее
представляются ведущие, определяются темы, залы,
рассылаются программы. Это не просто знаки
уважения к учителю. Законы марафонской этики.
Такая мелочь, казалось бы, – составление
программы. Но мы пишем ее так, чтобы само чтение
программы просвещало учителя. Вдруг он не сможет
приехать на марафон? Но о тенденциях
современного образования, педагогических
направлениях, актуальных темах он узнает. Увидит
имена ученых, специалистов управления, которые
идут к учителям. Отметит разнообразие жанров, в
которых реализуется содержание. Мы ежегодно
высылаем 40 000 писем-приглашений. И в каждое
вложена программа. Пусть человек не едет, но он
знает: о нем помнят, его ждут. И он причастен.
Дни марафона поистине марафонские: более 50
сотрудников Издательского дома и Дома учителя
ежедневно обслуживают мероприятия. Эта
незаметная закулисная работа состоит из тысячи
мелочей: сформировать пакеты для каждого
участника, привезти книги, допечатать
программки, встретить-проводить. В эти дни Дом
учителя пронизан жизнью марафона: подсобные
помещения, технические комнаты, а в конце дня –
сбор и вывоз мусора, ежедневный осмотр и, если
нужно, необходимый ремонт помещений. Чтобы
завтра учителя могли здесь встретиться снова...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|