Первая тетрадь
политика образования
|
Пятый Московский педагогический
марафон учебных предметов стартовал 13 марта. По
традиции каждый день марафона посвящен одной
учительской специальности, ее современному
видению. Лекции, семинары, мастер-классы, круглые
столы, дискуссии, презентации книг и учебников,
выставка-продажа учебно-методической литературы
– в эти дни в залах Московского Дома учителя
царит редкостное разнообразие форм
профессионального общения педагогов.
Марафон продлится до 14 апреля, а пока – наши
первые репортажи с праздника.
Первые 8 дней
ТРЕТЬ ДИСТАНЦИИ ПРОЙДЕНА!
13 марта, День школьной
администрации, безопасности школы и
здоровьесберегающих технологий
С самого начала неожиданную тональность
задал директор Центра образования «Царицыно»
Ефим Рачевский на лекции «Безопасность школы».
Заборы, охрана, сигнализация, угроза терроризма
– все это, по мысли Ефима Лазаревича, лишь малая
часть безопасности школы. И далеко не самая
важная. Рачевский насчитал пятнадцать видов
безопасности школы, тесно взаимосвязанных друг с
другом: это и финансовая безопасность, и
правовая, и технологическая, и политическая,
безопасность культурная, педагогическая,
наркологическая, противопожарная и
информационная, террористическая и этическая.
Кратко набрасывая опасности, Рачевский тут же
давал рецепты их нейтрализации.
Профессор Московского городского
психолого-педагогического университета Марина
Битянова говорила о психологии деловых
отношений директора и педагога: если один
учитель свободно чувствует себя в рамках
авторских программ, то другому необходим четкий
план работы, однако в пределах этого плана он
способен творить чудеса. И здесь очень важно,
чтобы директор умел находить баланс внутри
педагогического коллектива.
Генеральный директор издательства
«Просвещение» Александр Кондаков
демонстрировал учебники нового поколения и на
вопрос, где школа может взять проектор, чтобы
воспользоваться новинкой, ответил: «Мы
постраемся включить оснащение школ проекторами
в национальный проект».
14 марта, День учителя русского языка
Научный сотрудник ФИПИ Ирина Цыбулько
рассказывала о ЕГЭ-2006: «Ребенок может давать
аргументы в трех возможных вариантах: с опорой на
логику, на свой читательский опыт и на жизненный
опыт. Он свободен в своем выборе». Для тех, кто
хотел бы узнать о ЕГЭ более подробно – телефон
Федерального института педагогических
измерений: 509-19-92.
Преподаватель Института лингвистики РГГУ
Светлана Евграфова провела практикум по анализу
текста: «Откройте Чехова на любой странице и
начните смотреть вместе с учениками. Сколько
поводов для разговора о языке!» Слушателям было
заметно: такой подход требует изрядной эрудиции
и внутренней свободы учителя.
Заместитель директора гимназии № 1541 Ольга
Дроздова рассказала о всероссийской конференции
для школьников «Языкознание для всех», которая
проводится в гимназии уже в десятый раз. Тема
конференции 2006: «Лингвистика на стыке наук».
Телефон гимназии 431-72-41. Приглашаются все.
…Важная новость большой науки: создан
Национальный корпус русского языка. Словарь,
грамматика и корпус текстов.
Об этом рассказала Екатерина Рахилина, доктор
филологии из Института русского языка им.
Виноградова: «Место, где вы можете получить любую
информацию о русском языке, – http://ruskorpоra.ru».
15 марта, День учителя литературы
Дискуссионный клуб «Школьная классика и
возрастные особенности учеников». Ведущий
Сергей Волков: «Чтобы увлечь детей, приходится
нарушать каноны академического
литературоведения. Иначе не загорятся глаза».
Мастер-класс Юлия Халфина «Изучение романа
«Евгений Онегин» в школе» посвящен очищению
произведения от стереотипов восприятия и
преподнесения.
Известный прозаик Алексей Варламов, доктор
филологических наук, говорил о сегодняшнем дне
русской литературы: «У нас, к сожалению, мало
экологически чистой, целомудренной прозы, но она
стала появляться».
16 марта, День школьного библиотекаря
Главными действующими лицами этого дня
стали не книги, как можно было бы ожидать, а
интернет и электронные носители информации.
…Утренний семинар был посвящен интернету как
средству привлечения к чтению. Главный
библиотекарь Государственной детской
библиотеки Елена Голубева: «Библиотека должна
служить определенным фильтром, который из всего
многообразия представленной в сети информации
будет выбирать и рекомендовать школьникам и
учителям только самые качественные и полезные
ресурсы».
Тему интернета и воспитания читательской
культуры развила Ирина Романова, директор
программы «Чтение» Пушкинской библиотеки: «Юные
читатели, по нашим опросам, реже всего находят
интересные книги в школьных библиотеках».
Несколько полезных ссылок от Ирины Романовой:
Электронная библиотека Максима Мошкова –
http://lib.ru/ – здесь есть почти вся классика, очень
много современной литературы, большой раздел
сказок. Открытая русская электронная библиотека
http://orel.rsl.ru/ – ресурс Российской Государственной
библиотеки. Русская литература и фольклор
http://feb-web.ru/ – самое полное собрание русских
сказок, выверенное академиками РАН. Сайт Сказка
http://www.skazka.com.ru/ – здесь можно не только почитать
сказки народов мира, но и разместить сказку
собственного сочинения. На Живой журнал
http://www.livejournal.com/ предлагалось обратить особенное
внимание, так как он пользуется огромной
популярностью среди молодежи.
Сотрудники Пушкинской библиотеки презентовали
новую программу: «Школьная библиотека». Директор
проекта – Надежда Габрусева. Программа призвана
помочь школьному библиотекарю сориентироваться
в море учебной литературы. Планируется создание
и рассылка по образовательным учреждениям
каталога литературы. Проект предполагает
открытие «горячей линии», по которой каждый
потерявшийся в море информации сможет получить
консультацию специалистов Пушкинской
библиотеки.
К трем часам дня на выставке-ярмарке раскупили
почти все электронные учебники…
17 марта, День учителя мировой художественной
культуры, музыки и ИЗО
Заслуженный артист России Александр
Майкапар провел беседу у рояля «Музыка Моцарта
сегодня». Речь шла о новых интерпретациях
великой музыки и о старых: «Пушкин поразительно
почувствовал важнейшую особенность музыки
Моцарта – его таинственное “вдруг”».
Выставка, которую развернула Ольга Коблова,
педагог Центра образования № 293, и ее
мастер-класс «Коллективные формы работы на уроке
ИЗО» поразили всех.
Анна Вачьянц, преподаватель МХК, кандидат
педагогических наук, провела лекцию-экскурсию по
афинскому Акрополю. Новые компьютерные
технологии позволили создать эффект полного
присутствия в Древней Греции.
Страстные споры на круглом столе «Может ли школа
научить понимать искусство?». Ведущий – Марк
Сартан. Правильно ли мы делаем, что пытаемся
научить детей понимать искусство, которое не для
них предназначалось? Что значит – понимать
искусство? Ремесленник делает вещь. Художник
оставляет сгусток энергии. Это и есть то
сообщение, которое автор нам передал.
20 марта, День учителя истории
Все встречи дня говорили об одном: история –
это глубоко личное сопереживание событий, пусть
и далеких. Это понимание трудной судьбы своей
страны, людей, ее строящих.
Андрей Лукутин, учитель московской школы № 666,
дает урок «Информационные технологии на уроке
отечественной истории». И всем понятно: в
качестве устройства, моделирующего определенные
предметные ситуации, компьютер незаменим.
Ольга Кишенкова, кандидат исторических наук,
член предметной комиссии Минобрнауки РФ,
рассказывала о современных тенденциях в
тестовых технологиях по истории и
обществознанию: «Тестовые задания
перестраиваются с репродуктивных на
продуктивные, операционные. В перспективе все
задания ЕГЭ будут операционными. Тесты проверят,
насколько хорошо ученик умеет раскрывать смысл
понятий, таких как, например, “социальная
мобильность”, “политический плюрализм”».
Московский центр качества образования, центр
диагностики и мониторинга готов помочь всем
учителям города, области, страны: можно получить
готовые тестовые задания, а можно – пособия по
составлению собственных КИМов. Для конкретного
класса, группы учеников.
Круглый стол «Современные музейные технологии в
преподавании москвоведения» вела Людмила
Гусарова, заместитель директора Музея истории
Москвы: «Мы крайне заинтересованы в
сотрудничестве с историками разных школ. Дело
учителя – поддержать увлечение ученика музеем и
музейной работой, показать, насколько ценно для
его образования “пропадание” в архивах,
составление собственной авторской экскурсии,
работа с группой, особенно если слушатели старше
ведущего».
21 марта, День учителя географии
Алексей Горкин, доктор наук, рассказывает о
географии как языке современной цивилизации:
«События, происходящие на одном конце земного
шара, могут очень быстро переменить
обстоятельства жизни людей за тысячи
километров».
«ЕГЭ по географии в 2006 году». Член федеральной
предметной комиссии разработчиков КИМ для ЕГЭ по
географии Вадим Барабанов: «Впервые в экзамен
включены задачи на определение субъекта
Российской Федерации по описанию. Задачи на
построение рельефа местности по топографической
карте».
Главный редактор газеты «География» Ольга
Кротова ознакомила участников марафона с новыми
проектами издания. Практически в каждом номере
газеты публикуются оригинальные карты:
«Движение населения в регионах России», «Моря,
омывающие территорию России», «Атомные
электростанции России», «Районы Крайнего Севера
и местности, приравненные к районам Крайнего
Севера», «Сахарные заводы России».
Кандидат географических наук Галина Гладкевич
провела занятие по экономической географии:
«Знаете ли вы, сколько у нас в стране
неиспользуемых ресурсов? В Восточной Сибири ждут
разработчиков месторождения золота, меди,
никеля, кобальта. А жемчужина России – Байкал».
22 марта, День учителя технологии
Уже третий год он проходит в Центре
образования № 293. Здесь своя кузница, мастерская
керамики, кабинет золотого шитья,
бисероплетения, батика…
Директор центра образования Александр Глозман
говорил о нерешенных проблемах и вопросах
предмета, в их числе – есть ли у школьной
технологии будущее. В базисном учебном плане нет
такого предмета.
Профессор Юрий Хотунцев сетовал: «Школьники
давно пользуются плеерами и другими сложными
приборами, а в школах продолжают реанимировать
старенькие токарные станки».
…Педагогов из глубинки больше волновало не
освоение компьютерных технологий, а
изношенность материальной базы, вопросы оплаты
труда и плачевное состояние преподавания
черчения.
Но вот загудели станки в мастерских, в коридорах
развернулась выставка ученических работ, все
стало понятно. Вот кольчуга, просечное колечко
которой точь-в-точь как у вятичей. Вот кресало,
зажигалка IX века, а это музыкальный инструмент
хамуз, копия того, что был найден при раскопках на
Красной площади... На уроках технологии в
московских школах реконструируют старинные
ремесла. Осваивают, например, средневековую Guilling
– бумажную филигрань, которая лишь недавно и
изредка стала появляться на выставках.
22 марта, День учителя биологии
Лабораторная работа. Без нее нет биологии. С утра
учителя московских школ и специалисты
естественно-научных музеев делились опытом
развития исследовательской деятельности
учащихся. Новаторские формы работы представили
Зоологический музей МГУ и Музей имени
Тимирязева.
Кандидат биологических наук Наталья Пашина
читала лекцию «Современная наука о наркотиках»:
«Знание о физиологии действия наркотика лучше
всего защищает детей от соблазна попробовать».
Проблемы ЕГЭ обсуждала с аудиторией Галина
Калинова, заведующая лабораторией РАО, на
занятии «От итоговой аттестации – к ЕГЭ»:
«Разработана новая серия билетов в качестве
альтернативы ЕГЭ – комплекты для базового и для
повышенного уровней. Билеты будут опубликованы в
пятом номере журнала “Вестник образования”».
Презентация мультимедийного пособия
«Видеоиллюстрации по биологии» на DVD-дисках
оказалась интереснейшим путешествием в музей и в
природу.
В эти дни на марафоне работали:
Алексей ОЛЕЙНИКОВ, Людмила КОЖУРИНА,
Елена ИВАНИЦКАЯ, Наталья КЛЮЧАРЕВА,
Евгения СОКОЛОВА, Анатолий ВИТКОВСКИЙ,
Марина НИКОНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|