Третья тетрадь
детный мир
|
ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
ДЕТСТВА
Исчезнуть из класса
О чем мы забываем, становясь
взрослыми
Стоит только заговорить о школьном
окне, как собеседники оживляются и начинают
вспоминать картинки, сохранившиеся в памяти
спустя десятилетия после окончания школы…
«Окно – это ожидание важных событий.
Например, снега. Вот когда у нас случался первый
снег, не важно, какой был урок, мы все срывались и
бежали к окну. Хорошо, что учителя понимали и не
протестовали».
«Я стал замечать окно, когда нас перевели учиться
на второй этаж. Взгляду ничего не мешало. Перед
тобой было одно небо».
«Наш класс располагался на последнем этаже. И я
окном измерял длину школьных лет. Сначала видел
лишь макушки деревьев, а потом стволы».
«Школьное окно многие воспринимают как символ
свободы. Я тоже видела в нем возможность
исчезнуть из класса, не выходя из него. Это не
значит, что я хотела туда, на улицу. Мне и там не
особенно нравилось. Просто окно было ходом в
другой мир. Я смотрела в него и становилась более
уверенной в себе. Однажды меня пересадили с
третьего ряда на первый. И панорама окна
искривилась под узким углом взгляда. От этого мне
было так тесно в классе, что даже душно. И я с
трудом могла слушать учителя. Тогда я придумала
вот что: стала ловить деревья, небо и облака за
окном в отражении граней стеклянного камешка в
моем детском колечке. Колечко это храню до сих
пор».
«Помню в основном зимнее или осеннее окно. В
памяти совсем не сохранились зеленые листья…»
«Когда я училась, на окнах первого этажа не было
решеток. Как теперь дети через них смотрят, не
представляю».
«Я учился во второй смене. И в зимних сумерках,
когда в классе зажигали свет, окно превращалось в
зеркало. Особенно важно это было в классе шестом.
Можно было смотреть на кого-нибудь долго-долго».
«А я окном проверял учителя. Какой он человек и в
каком настроении. Хороший – никогда
вокносмотрящего грубым словом не оборвет и не
пошутит над ним едко. А если в один день несколько
учителей издают по этому поводу запреты – значит
что-то в учительской у них не так».
«На запотевших и надышанных стеклах можно было
рисовать и сохранять какое-то время, как на песке.
Или в уголке что-то написать. Кому надо, тот
прочтет».
«Окна, выходившие во двор школы, были как
телевизор. Мы наблюдали, что там происходит.
Собака пробежала, ребята рубятся в футбол. Но
материал урока каким-то хитрым способом все-таки
укладывался в голове. Зато сидеть было не так
трудно».
«Нам часто повторяли: посмотрите в окно и
запомните грамматическое правило: стеклянный,
оловянный, деревянный пишется с двумя н. Я долго
не понимал: при чем здесь окно?»
«В моем детстве были холодные зимы. А тут
приключилась особенная. У нас в классе на первом
этаже на одном из окон было выбито внутреннее
стекло, а на внешнем изнутри образовалась
толстенная ледяная корка. Как мы ее только не
корябали! А один удивительный человек проделал в
ней аккуратную дырочку, наверное, расплавил
маленьким шариком. Сколько мы потом ни
прикладывали – такой ровной не получалось. На
переменах все толпились возле окна, а на уроках
смотрели через дырочку на свет».
«У моих детей пластиковые окна в школе. Они не
покрываются морозными узорами. Тогда я стала
фотографировать эти узоры в разных других местах
и собирать для них».
Окно в классе как спасательный квадрат в
школьной круговерти.
Почему взрослые забывают, что оно им тоже
когда-то помогало?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|