Публикация статьи произведена при поддержке компании Окна «Габарит». Компания Окна «Габарит» предлагает по выгодной цене купить высококачественные пластиковые окна Gealan с доставкой и монтажом в Санкт – Петербурге. Все предлагаемые окна ПВХ сделаны с использованием самых современных материалов и технологий и идеально подходят для климатических условий России. Посетив официальный сайт компании Окна «Габарит», по адресу www.okna-b-spb.ru, Вы сможете ознакомиться с предоставляемым каталогом, и вызвать замерщика пластиковых окон, который поможет подобрать самые подходящие для Вашего дома или квартиры окна. А заказав монтаж приобретенных пластиковых окон Gealan, Вы получите услуги опытных специалистов, которые в самые быстрые сроки произведут демонтаж старых окон и надежно установят новые стеклопакеты, обеспечив их качественную работу на долгие годы.
Третья тетрадь
детный мир
|
ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
ДЕТСТВА
Олег КАЛИНА, психолог-консультант
Татьяна ПАНКОВА, школьный психолог
Перестань смотреть в окно!
Нас раздражает пустое детское
времяпрепровождение.
Но что на самом деле стоит за этим взглядом?
От учителей и родителей психологи часто
слышат просьбу: “У ребенка проблемы с вниманием.
Он не может сконцентрироваться. Отучите его
смотреть в окно!”
Да, может быть, ребенку действительно трудно
сконцентрироваться. Но разве причина в окне?
Просто почему-то школьные интересы не стали для
него главными. Вот и дома ребенок вроде примется
за домашние задания, потом вдруг что-то
происходит, он кладет ручку на тетрадку,
отодвигает учебники и начинает смотреть в окно,
иногда часами. На уроке такой «свободный полет»
прерывается быстрее. Учителю некогда
разбираться: “Отвернись от окна! Что ты туда
уставился? Дай мне свой дневник!”
Конечно, не все дети, которые плохо учатся,
обязательно поглощены созерцанием мира за окном.
Они могут весьма активно участвовать в
происходящем на уроке – вертеться и баловаться,
разговаривать с соседом, веселить класс. Или
нарушить плавное течение урока какой-то
выходкой, стараясь занять себя хоть чем-нибудь
более интересным. Но это все-таки некие действия,
своеобразная активность. Ребенок же, смотрящий в
окно, производит впечатление пассивно
проводящего время человека. Но даже если весь
класс будет смотреть в одно окно и видеть там
одно и то же, каждый ученик заметит что-то свое. А
действительно, что же там, за окном?
Каких ворон считаем?
В одном из анекдотов учительница
обращается к ученику с риторической просьбой:
“Перестань считать ворон за окном!” И тут же
добавляет: “Тем более что это три голубя и одна
кошка”. Учительница и сама прекрасно понимает,
что ученик считает не ворон! Но оставаясь сильно
привязанной к миру реального, она не может
продвинуться дальше и предположить, чем же на
самом деле занят ее ученик. Каких ворон он
считает?
Урок для него может быть скучным и неприятным,
непонятным. А там, за окном, другая реальность.
Свобода от угнетающих чувств и от не приносящих
радость отношений с учителем или
одноклассниками.
Радостно или грустно ему смотреть в окно?
Увлеченно ли он подсматривает за деревьями и
людьми или же его взгляд застыл без всякого
соотнесения с происходящим за окном? Другими
словами, в какой мир на самом деле смотрит
ребенок: реальный, но где нет школы, или же в
совсем другой – мир собственной души?
Существует реальность внешняя и внутренняя.
Внутренняя уникальна и неповторима. Это мир
фантазий, переживаний, надежд, разочарований.
Мир, где прошлое сплетается с настоящим и будущим
и который закрыт для всех, кроме одного. Как
ребенок может увидеть эти переживания, на какой
экран спроецировать? Вечно его что-то отвлекает:
учительница, родители, обязанности. Может быть,
глядеть в окно – одна из немногих возможностей
побыть наедине со своими чувствами, необходимый
опыт уединения?
Взгляд в окно – это отстранение от логической
последовательности урока и переход в некое
промежуточное состояние свободного течения
мыслей, фантазий. Взгляд следит за чем-то
несущественным, а мысли пускаются в свое
свободное путешествие по океану фантазии, где
все иначе, чем в реальности.
Внимание к близким
Кто-то сравнил внимание с фонариком,
который выхватывает из темноты только часть
реальности, остальное остается на периферии.
Если говорить, что у школьников, смотрящих в окно,
проблемы с вниманием, это будет верно лишь
отчасти. Проблема не в том, что у детей
отсутствует способность концентрироваться,
фокусировать свое внимание на определенном
объекте. А в том, что большая часть этой энергии
внимания направлена не на тему урока,
учительницу или выполняемое задание, а на фигуры
внутреннего мира ребенка. Причем внимание это
весьма стабильно, раз ребенку удается долго
смотреть в окно (вглубь своего внутреннего мира),
не отвлекаясь на учителя. Мысли его могут быть
совершенно разными, но за ними всегда будут
просвечивать какие-то чувства, переживания,
связанные обычно с самыми близкими, наиболее
значимыми людьми, друзьями, родителями, которых
нет рядом.
Одна 10-летняя девочка, часто смотрящая на уроках
в окно, сказала: “Вот мне зададут какой-нибудь
вопрос, а я не отвечаю, потому что все думаю и
думаю о своем”. Девочка смотрела в глубину своей
души, где, как выяснилось, все было заполнено
переживаниями по поводу развода родителей. А на
то, что происходило вокруг нее в данный момент, у
нее уже не хватало сил.
Или другая история. Сидит ребенок рядом с
матерью, смотрит в окно и вдруг спрашивает:
“Мама, это не ты там далеко идешь?” Каким
удивительным образом сочетается у него реальное
и воображаемое! Его мать находится рядом с ним не
только в реальном мире, но и в воображении: глядя
в окно на других людей, он думает о матери. Видит
не то, что есть на самом деле, а то, что ему
хотелось бы видеть, мечтает о таких отношениях с
самым близким человеком, которых ему не хватает.
Учительница может и сама заметить,
почувствовать, чем именно заняты мысли
смотрящего в окно ребенка. Ведь один из способов
понять, что творится на душе у другого человека,
– попробовать проанализировать собственные
чувства, которые испытываешь к нему. Скорее всего
у педагога возникнет чувство уязвленности, а
возможно, и вины (я плохая учительница). Или
раздражения и даже ревности, что есть кто-то или
что-то более важное, чем она и ее урок: кто-то там,
за окном, на кого смотрит ученик или, скорее,
хотел бы увидеть. Между прочим, если учитель –
мужчина, количество глядящих в окно существенно
уменьшается. Точно так же происходит и дома:
когда отец вместе со своей семьей, ребенок
гораздо чаще выполняет домашние задания
самостоятельно.
Если рядом нет окна
Учителя наверняка замечали, что
некоторые дети на уроках рисуют, создавая как бы
бумажный эквивалент окна, глядя в которое можно
предаваться собственным мыслям и мечтам. Только
погруженность в такое метафорическое окно на
странице тетради все-таки не столь заметна для
учителя, как явное игнорирование урока долгим
взглядом в реальное окно.
Дома заменителем окна становится компьютер или
телевизор. Часто родители жалуются, что ребенок
часами смотрит телепередачи, причем все подряд.
Как это ни парадоксально, он потом не может
вспомнить и рассказать, что же там видел. Как
будто находясь в комнате, он был на самом деле в
каком-то другом месте. Нередко это один из
признаков депрессивного состояния, которое
проявляется таким замаскированным способом и
потому опасно. Родители не хотят замечать, что у
их детей могут быть эмоциональные трудности,
списывая все на перенапряжение или предвзятое
отношение учителей. Им больно думать, что на
самом деле такое поведение детей, их, казалось бы,
случайные школьные срывы напрямую связаны с
семейными проблемами, которые в такой ситуации
уже трудно решить самостоятельно, нужно
обращаться за помощью к психотерапевту.
Творческий взгляд
К сожалению, взгляд в окно часто бывает
связан с негативными переживаниями ребенка. Но
не реже оказывается и мечтательным, творческим,
одухотворенным. Как будто такой ребенок замер в
ожидании вдохновения. Музы, которая не любит
заходить через дверь. Билл Гейтс в детстве плохо
учился в школе. Все дети как дети, сидят,
программировать учатся, а Билл Гейтс весь урок в
окно смотрит. Но потом он вырос и создал Windows.
Такой взгляд в окно означает, что все в порядке,
все хорошо и ребенок счастлив, способен творить.
А когда он вернется из школы домой, его будут
ждать там любовь, уважение и понимание.
«Кто глядит снаружи в открытое окно, никогда не
увидит там всего того, что видит тот, кто смотрит
сквозь закрытое окно», – писал Бодлер. В одном
доме в комнате не было окна, только стены. И тогда
жившие там люди нарисовали окно на бумаге. И еще
– подоконник и цветок на нем. А за окном –
голубое небо и солнце. И у них появилось окно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|