Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ? КУДА ПРИГЛАШАЮТ?
 

В музей – за педагогическими идеями

Во многих школах существуют свои музеи. Иногда временную экспозицию устраивают даже в классе. Как сделать выставку привлекательной и развивающей при условии, что вам вряд ли удастся раздобыть сногсшибательные экспонаты? Множество подсказок вы найдете в Государственном дарвиновском музее. Там до 14 мая будет проходить выставка «Мир моллюсков и мир человека».
Нет ни одного ребенка, который бы не нагнулся поднять раковину на морском берегу. Хоть одна есть, наверное, в каждом доме. Конечно, вы не соберете такого великолепия, как в витринах музея, но…
Можно рассказать об использовании раковин в разных сферах человеческой жизни: из одних делали драгоценный пурпур, другими заменяли деньги. А украшения! В экспозиции представлено платье от известного модельера, украшенное жемчугом, а рядом в витрине раковины жемчужниц.
Экзотических образцов у вас скорее всего под рукой не окажется, но уж один-то экспонат, демонстрирующий незаменимость моллюсков, найдется в избытке в любой школе – это мел. Главное ведь – удивить зрителей, подарить им новый взгляд на привычные предметы.
Организаторы привлекли к сотрудничеству художников, фотографов, фонды других музеев. А подводные фотографии вообще предложил человек, далекий от музейного дела. Увидел объявление в интернете – и позвонил. Хорошая, кстати, идея: не ограничиваться возможностями школы или класса, а предложить всем, кто интересуется этой же темой, продемонстрировать свои коллекционные сокровища.
Еще одна подсказка для школьных музейщиков – не замыкаться на одной научной дисциплине. Каких только нет на стендах изображений раковин. Это и батик с использованием ракушечных мотивов, и картины. Одна стена целиком обыгрывает идею универсальности формы раковин. Они изображены рядом с винтовой лестницей, спиральной башней, гребешком, арфой, фотографией галактики. И всюду мы видим, как их линии вторят друг другу.
Отличный тренинг ассоциативного мышления. Наверняка ребятам будет интересно написать о том, на что похожа кедровая шишка или лист папоротника. Обычно учителей привлекают интегрированные уроки, но с их подготовкой возникают сложности, а соединение разных дисциплин выглядит искусственно. Здесь же биология, русский, литература и рисование дополнят друг друга как нельзя лучше.
Некоторые экспонаты наталкивают еще на одну простую мысль: предмет становится гораздо интереснее, если рассказать его историю. В одной из витрин выставлена огромная старинная книга на латыни, рядом раковина цвета старой кости и пучок каких-то волокон под лупой. Почему они оказались вместе? Оказывается, книга давно хранилась в запасниках, а при подготовке выставки ее перелистывали в поисках нужной иллюстрации и наткнулись на нити биссуса, вложенные между страницами. Это так называемый ракушечный шелк, очень ценный и дорогой. В старину из него делали перчатки для царствующих особ. Так работники музея сделали открытие в собственных запасниках. Окажетесь на выставке – непременно расскажите эту историю ребятам.

Информацию об этой и других выставках ГДМ можно узнать на сайте музея: http://darwin.museum.ru   или по телефонам: (495) 134-61-24 (экскурсионное бюро), (495) 135-33-82 (автоответчик).

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru