Вторая тетрадь
школьное дело
|
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ? КУДА
ПРИГЛАШАЮТ?
В музей – за педагогическими идеями
Во многих школах существуют свои музеи.
Иногда временную экспозицию устраивают даже в
классе. Как сделать выставку привлекательной и
развивающей при условии, что вам вряд ли удастся
раздобыть сногсшибательные экспонаты? Множество
подсказок вы найдете в Государственном
дарвиновском музее. Там до 14 мая будет проходить
выставка «Мир моллюсков и мир человека».
Нет ни одного ребенка, который бы не нагнулся
поднять раковину на морском берегу. Хоть одна
есть, наверное, в каждом доме. Конечно, вы не
соберете такого великолепия, как в витринах
музея, но…
Можно рассказать об использовании раковин в
разных сферах человеческой жизни: из одних
делали драгоценный пурпур, другими заменяли
деньги. А украшения! В экспозиции представлено
платье от известного модельера, украшенное
жемчугом, а рядом в витрине раковины жемчужниц.
Экзотических образцов у вас скорее всего под
рукой не окажется, но уж один-то экспонат,
демонстрирующий незаменимость моллюсков,
найдется в избытке в любой школе – это мел.
Главное ведь – удивить зрителей, подарить им
новый взгляд на привычные предметы.
Организаторы привлекли к сотрудничеству
художников, фотографов, фонды других музеев. А
подводные фотографии вообще предложил человек,
далекий от музейного дела. Увидел объявление в
интернете – и позвонил. Хорошая, кстати, идея: не
ограничиваться возможностями школы или класса, а
предложить всем, кто интересуется этой же темой,
продемонстрировать свои коллекционные
сокровища.
Еще одна подсказка для школьных музейщиков – не
замыкаться на одной научной дисциплине. Каких
только нет на стендах изображений раковин. Это и
батик с использованием ракушечных мотивов, и
картины. Одна стена целиком обыгрывает идею
универсальности формы раковин. Они изображены
рядом с винтовой лестницей, спиральной башней,
гребешком, арфой, фотографией галактики. И всюду
мы видим, как их линии вторят друг другу.
Отличный тренинг ассоциативного мышления.
Наверняка ребятам будет интересно написать о
том, на что похожа кедровая шишка или лист
папоротника. Обычно учителей привлекают
интегрированные уроки, но с их подготовкой
возникают сложности, а соединение разных
дисциплин выглядит искусственно. Здесь же
биология, русский, литература и рисование
дополнят друг друга как нельзя лучше.
Некоторые экспонаты наталкивают еще на одну
простую мысль: предмет становится гораздо
интереснее, если рассказать его историю. В одной
из витрин выставлена огромная старинная книга на
латыни, рядом раковина цвета старой кости и пучок
каких-то волокон под лупой. Почему они оказались
вместе? Оказывается, книга давно хранилась в
запасниках, а при подготовке выставки ее
перелистывали в поисках нужной иллюстрации и
наткнулись на нити биссуса, вложенные между
страницами. Это так называемый ракушечный шелк,
очень ценный и дорогой. В старину из него делали
перчатки для царствующих особ. Так работники
музея сделали открытие в собственных запасниках.
Окажетесь на выставке – непременно расскажите
эту историю ребятам.
Информацию об этой и других выставках ГДМ можно
узнать на сайте музея: http://darwin.museum.ru
или по телефонам: (495) 134-61-24 (экскурсионное
бюро), (495) 135-33-82 (автоответчик).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|