Вторая тетрадь
школьное дело
|
ОБОЗРЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Уклад большинства школ определяется
стихийно сложившимися нормами и правилами
поведения, многие из которых не поддерживают
демократические отношения.
«Большинство учителей (61 процент), опрошенных в
ходе исследования, проведенного сотрудниками
Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования, работают
в школе с «повышенным уровнем властной
дистанции», – пишет старший преподаватель
кафедры управления человеческими ресурсами
Евгений Руднев в статье «Организационная
культура школы: что препятствует демократизации
образования» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за
2006 год). – Для подобного образовательного
учреждения характерны: ограничение доступа к
руководителю, большое значение стажа и опыта
работы, дистанция между теми, кто принимает
решение, и теми, для кого оно принимается (руководитель
игнорирует состояние работника, его
самочувствие, отношение к поставленной задаче)».
Согласно результатам исследования только в
одном (!) проценте образовательных учреждений
существуют благоприятные условия для развития
демократии. В статье приводится описание
организационной культуры такой школы, а также
организационных культур двух других наиболее
распространенных в России типов школ.
В том же номере журнала помещена статья доцента
кафедры педагогики и психологии Полоцкого
государственного университета Ирины Андреевой
«Эмоциональная компетентность в работе учителя»,
в которой речь идет о психологических способах
управления эмоциями.
Автор обращает внимание на важный принцип: надо
учиться контролировать не отрицательные эмоции
как непосредственные, достаточно
кратковременные переживания, но эмоции
«неуместные» и «деструктивные». Общим признаком
таких эмоций является то, что они возникают
вследствие неправильного представления
ситуации. Следовательно, нужно не избавляться от
эмоций, а исправить ошибку в оценке ситуации.
Чтобы сделать это, надо сначала постараться
«отделить» собственное Я от переживаемого
чувства, попытаться посмотреть на себя со
стороны. Важно также умение правильно назвать
собственное чувство, способность ограничивать
или расширять поток «эмоциональной информации».
Оказывается, чаще всего ученики пятых-седьмых
классов испытывают положительные эмоции в
ситуации «за пять минут до конца урока». По
данным исследования Педагогической академии
последипломного образования, последние пять
минут занятия приносят положительные
переживания 62 процентам школьников, тогда как
момент прихода в школу – 28 процентам.
Отрицательные эмоции, как отмечает аспирант
Педагогической академии Е.Смирнова в статье
«Психолого-педагогические причины школьных
стрессов подростка» («ОБРАЗОВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ», № 1 за 2006 год), большинство
ребят связывают с ситуациями учебного процесса (вызов
в доске, предстоящая контрольная работа) и
особенностями личностного взаимодействия
учителя с учениками (крик, грубость, не-
справедливые замечания).
О том, как можно организовать в школе творческую,
насыщенную интересными событиями жизнь,
рассказывает учитель начальных классов Анна
Волосенко в статье «Система воспитательной
работы в начальной школе» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 2 за 2006 год). В публикации
представлены воспитательные технологии, которые
«способствуют гармонизации отношений в
коллективе, приносят удовольствие учителю и
ученикам, развивают у детей креативность, навыки
общения и самоорганизации». Одна из технологий
называется «Путь истины». Кратко ее можно
описать в виде нескольких последовательных
шагов. Шаг первый: формирование индивидуального
понимания. Вначале каждый ребенок отвечает на
вопрос: что это? Например, что есть мастерство? Из
чего это состоит (складывается, возникает)? Зачем
это? На втором шаге ребята в парах согласовывают
свои мнения так, чтобы в ходе согласования
родилось новое общее понимание, но при этом не
потерялась «индивидуальность» каждой позиции.
После чего происходит согласование в четверках.
На этом этапе вводятся особые правила работы, а
каждому участнику отводится особая роль.
Заключительные шаги: выступление команд и
рефлексия. Так на собственном опыте ребята
убеждаются в том, что приблизиться к истине можно
только в диалоге с другими людьми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|