Вторая тетрадь
школьное дело
|
СТЕНОГРАММА
Пять минут урока
Скрытые слагаемые
педагогического успеха. Как их увидеть?
Учитель зачастую напоминает
циркача-эквилибриста. С одной стороны, на него
давит груз ответственности, связанный с
исполнением школьной программы. С другой – дай
бог хоть чем-нибудь заинтересовать того ученика,
который сегодня приходит в класс.
Любой учитель знает: если в глазах ученика
появляется хотя бы проблеск интереса к его
учебному предмету – это и есть главное, чего он
сумел добиться как педагог, единственное, что
имеет реальное образовательное значение.
И вопрос не в том, сколько тем он успеет с детьми
«пройти», а в том, сколько тем «зацепят» работу
детского сознания и воображения. Возникающий у
ребенка живой интерес к предмету – единственный,
по сути, критерий эффективности и
результативности учебного процесса, что бы ни
утверждали методические пособия по анализу
урока.
Давайте всмотримся в свои уроки под этим углом
зрения: какой процент времени мы готовы
потратить на то, чтобы увлечь детей своим
предметом? Насколько разнообразна при этом
палитра наших средств? В какой мере нам удается
хотя бы отчасти решать эту задачу задач? Может
быть, тогда мы и поймаем «момент истины» в том,
что делаем как педагоги...
Московская школа, 10 класс, урок
истории
Учитель (входит в класс):
– Мы давно с вами не виделись. Были каникулы, а до
каникул я болел. Поэтому приступим сразу. Кто еще
выполнил задание?
Очевидно, что по всем писаным и
неписаным правилам ведения урока учитель
совершает множество ошибок. Мало того что он не
объявляет тему урока, он даже не здоровается с
классом. И любой методист-инспектор не преминул
бы к этому придраться. Как так можно? Учитель
обязан поздороваться! И проверить списочный
состав класса. И объявить учебную тему. И
подробно разъяснить, чем он собирается с детьми
заниматься, а не так вот, с бухты-барахты
спрашивать, кто еще выполнил какое-то там
домашнее задание…
Но это для проверяющих все должно быть вот так, по
формальным правилам. А в живом взаимодействии
учителя с детьми все может складываться совсем
по-другому. Не по общим правилам, а, например, по
правилам сложившегося между учителем и детьми
доверительного общения. Когда не нужно лишних
слов. Когда поздороваться можно, к примеру, не
ритуальным «здравствуйте», а интонацией, с
которой произносится первая фраза: «Мы давно с
вами не виделись», и когда дети приветствуют
учителя не одновременным вставанием с места, а
внутренней готовностью сразу включиться в
работу по обсуждению начатой на предыдущих
уроках темы. Так, будто с момента встречи прошло
не две недели, а всего пара часов. Когда
взаимопонимание таково, что все понятно без слов:
некоторое время назад дети получили какое-то
задание, и вот теперь на уроке происходит
обсуждение новых результатов.
Ученица (встает и передает учителю
несколько бумажных листов, к каждому из которых
прикреплена репродукция какой-то картины и
стихотворный текст. Судя по всему, суть задания
заключалась в том, чтобы найти репродукции
картин, отражающих реалии начала XIX века, и
подобрать к этим репродукциям какие-то стихи):
– Я!
Учитель (внимательно рассматривает
репродукцию):
– Так... Арсеньев... И кто это такой?
Ученица:
– Не знаю...
Учитель:
– Ну вот, то же самое, что было в прошлый раз.
Ты же человека сюда даешь, значит, ты должна
сказать, что это за человек.
Ученица:
– Это полководец русской армии начала XIX
века.
Учитель:
– А кто написал портрет?
Ученица:
– Сейчас скажу...
Учитель:
– Народ, сейчас все слушают внимательно!
Первый намек на дисциплинарный призыв. Да и тот в
слегка шутливой форме – так принято обращаться в
подростковой ученической среде: «Эй, народ! У
кого есть лишняя ручка?» Заметно, что на уроке
царит выраженно демократический стиль общения
педагога с детьми. Учитель не столько призывает к
дисциплине, сколько точечно обращает внимание
детей на некий важный с точки зрения педагога
момент обсуждения. А не озабочен педагог общими
призывами к порядку потому, что его волнуют
исключительно содержательные моменты. Если есть
интересное содержание – дисциплина будет. И
притом не формальная, а содержательная.
Дисциплина интереса. И задача педагога при таком
подходе не дисциплину поддерживать, а пробуждать
детский интерес.
Ученица:
– Я забыла. У меня это где-то в тетради записано...
Учитель:
– По изображению мне кажется, что это начало
XIX века... Наверное, Боровиковский или Левицкий...
Ученица:
– А про стихи я забыла здесь написать, что
это стихи Лермонтова.
Учитель:
– Картинка видна всем?
Класс (дружно):
– Да!
Учитель:
– Ну что, позволю высказать свое мнение. Только
договоримся: мы друг на друга не обижаемся. Я не
обижаюсь на вас, если вы меня критикуете. А вы не
обижаетесь на меня, если я вас критикую.
Итак, текст к этой картинке такой: «Прощай,
немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы,
мундиры голубые, и ты, им преданный народ...».
Ученица:
– Да.
Учитель:
– И почему же ты этот текст с этим портретом
соединила?
Ученица:
– Потому что он в мундире. И народ предан
государству, как полководец может быть преданным
своему делу, своему государству.
Ключевой момент. Ученица дает весьма наивную
интерпретацию строчек Лермонтова, не видя их
скрытой иронии и сарказма по отношению к самой
идее преданности. А теперь посмотрим, как
работает с этой неточностью педагог. Чтобы,
во-первых, никоим образом не задеть самолюбие
ученицы, а во-вторых, чтобы использовать эту
неточность как повод для важного исторического
экскурса.
Учитель:
– А может, тогда скажешь, что такое голубые
мундиры?
(Пауза.)
Учитель:
– Ну-ка, молодые люди, кто скажет: какой
традиционный цвет у мундиров русской армии?
Ученик:
– Красный!
Учитель:
– Нет, красные мундиры – это у англичан. А у
России?
Другой ученик:
– Белые!
Учитель:
– Вот у французов традиционно синие, а у
русских...
Голос с задней парты:
– Зеленые!
Учитель:
– Зеленые, конечно! У гусарских полков
ментики были традиционно разноцветные. Сорок
полков – сорок цветов. А вот основной цвет
пехоты, кавалерии – зеленый.
Вроде бы между прочим, «к слову», а озвучивается
важная историческая информация. Оказывается, у
разных европейских армий существовали свои
цветовые метки и пристрастия. И это дает еще один
штрих к портрету эпохи. Что стоит за этой
цветовой военной символикой и за этими цветовыми
традициями? Вопрос не обсуждается, но он словно
«подвешивается» в воздухе. Совсем небольшая
деталь, но деталь выпуклая, «звучная», способная
вызвать детский интерес.
Дверь открывается, появляются две ученицы.
Учитель:
– Проходите, садитесь.
Важная примета качественного урока: опоздание
ученика – это не та проблема, которую нужно
обсуждать и комментировать. Нормальная,
взрослая, деловая ситуация. «Проходите,
садитесь» – и все.
Учитель (обращается к ученице, автору
композиции):
– А ты не задумывалась над смыслом этих стихов?
(Пауза.)
Обрати внимание: «страна рабов, страна
господ!». А ты говоришь – русские были преданы
своим генералам... Давай я еще раз почитаю эти
стихи: «Прощай, немытая Россия, страна рабов,
страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им
преданный народ». Вот скажите, в этих стихах
позитивное отношение к России или негативное?
Класс, из разных мест:
– Не-а…
Учитель:
– Негативное, конечно. Это же конец 30-х годов.
Лермонтов уезжает в ссылку, и это его «последнее
прости» России, которая его в эту ссылку выгнала.
Но здесь интересный момент: мундиры – голубые. А
кто знает, что это такое?
(Пауза.)
При том, что у детей не много реплик, чувствуется,
что они находятся во внутреннем диалоге с
учителем – и оттого информация, которую сообщает
далее учитель, падает на возделанную предыдущими
вопросами почву.
Учитель:
– Да дело в том, что в 1825 году был создан
жандармский корпус. То есть внутренняя охрана
режима. У него были сложные задачи, и создан он
был из самых лучших побуждений. Из благих
намерений. А благие намерения куда обычно ведут?
Класс (почти хором):
– В ад!
Учитель:
– В ад, совершенно верно. Очень скоро голубые
мундиры стали олицетворением самых
отрицательных черт царского режима. Так
называемая «охранка». И что же получается, кому
Лермонтов говорит «прощай», обращаясь к голубым
мундирам?
Голос из класса:
– Кому?
Учитель:
– Да жандармам же! Мол, хватит, поизмывались надо
мной! Я теперь на Кавказ еду, там воевать буду! А
дальше строчки: «и ты, им преданный народ!». То
есть получается, что он обвиняет народ. А в чем?
Ученица:
– В том, что он им подчиняется.
Учитель:
– И в том, что русский народ после 25 декабря
оказался на стороне царского режима...
Получается очень важная вещь: неточность
предложенной девочкой интерпретации
лермонтовских стихов становится поводом для
серьезного исторического разговора, для
погружения в историческую атмосферу эпохи. В
этом, между прочим, и состоит суть
педагогического мастерства. Для хорошего
педагога детское непонимание или детские ошибки
– это не то, за что нужно укорять ребенка, а то,
что дает возможность углубиться в изучаемый
материал, дает своего рода энергетический заряд
уроку, создает его интеллектуальную интригу.
Учитель:
– И вот теперь смотрим: мы договаривались, что
изображение и текст должны дополнять друг друга.
Должны помогать восприятию друг друга. И что,
получилось это? Конечно, нет! Так что давайте
смотреть дальше...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|