Вторая тетрадь
школьное дело
|
ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
Вшколе нельзя избежать столкновения
интересов, напряженности в отношениях взрослых и
детей. Прежде всего потому, что учителя
воспринимают детей достаточно функционально –
как учеников, способных, ленивых или
старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо
деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок
больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то
момент ребенок, понимая всю условность
предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ
служит постоянным источником недоразумений.
Дети, особенно подростки, стремятся защитить
свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя
«государевым слугой», а границы урока, класса –
почти государственными границами, не готов
отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в
конфликт только в том случае, когда учитель, не
получая ожидаемого ответа на свое требование,
начинает использовать преимущества
должностного положения, вместо того чтобы
действовать профессионально – педагогически.
Учеников спросили...
С какими учителями они чаще конфликтуют?
Портрет конфликтного педагога оказался
противоречивым.
С одной стороны, это авторитарный учитель,
агрессивный, грубый, взрывающийся от каждой
детской шалости: «он насмехается над учениками,
требует соблюдения малейших формальностей».
Еще одно провоцирующее конфликты качество –
неумение слушать детей, разговаривать с ними,
понимать их состояние: «он забыл, каким был в
нашем возрасте», «никакого чувства юмора».
С другой стороны, проблемы часто возникают у
«неуверенного в себе человека, слишком мягкого».
«Он готов принять практически любое поведение
ученика», «не умеет внушить уважение к себе»,
«побаивается детей».
Ученики не прощают педагогам равнодушного
отношения к делу, слабой профессиональной
подготовки. «Он сам не знает, зачем вошел в
класс», «видно, что ему скучно», «он, кроме
учебника, ни одной книги не прочитал».
Подростки готовы сорвать свое раздражение на
человеке усталом, находящемся в угнетенном
состоянии.
Педагоги, которые стали участниками серьезных
конфликтов, как правило, не узнавали в себе
«опасных» черт. У них было совершенно иное
представление о себе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|