Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
 

Вшколе нельзя избежать столкновения интересов, напряженности в отношениях взрослых и детей. Прежде всего потому, что учителя воспринимают детей достаточно функционально – как учеников, способных, ленивых или старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то момент ребенок, понимая всю условность предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ служит постоянным источником недоразумений. Дети, особенно подростки, стремятся защитить свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя «государевым слугой», а границы урока, класса – почти государственными границами, не готов отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в конфликт только в том случае, когда учитель, не получая ожидаемого ответа на свое требование, начинает использовать преимущества должностного положения, вместо того чтобы действовать профессионально – педагогически.

Учеников спросили...

С какими учителями они чаще конфликтуют?
Портрет конфликтного педагога оказался противоречивым.
С одной стороны, это авторитарный учитель, агрессивный, грубый, взрывающийся от каждой детской шалости: «он насмехается над учениками, требует соблюдения малейших формальностей».
Еще одно провоцирующее конфликты качество – неумение слушать детей, разговаривать с ними, понимать их состояние: «он забыл, каким был в нашем возрасте», «никакого чувства юмора».
С другой стороны, проблемы часто возникают у «неуверенного в себе человека, слишком мягкого». «Он готов принять практически любое поведение ученика», «не умеет внушить уважение к себе», «побаивается детей».
Ученики не прощают педагогам равнодушного отношения к делу, слабой профессиональной подготовки. «Он сам не знает, зачем вошел в класс», «видно, что ему скучно», «он, кроме учебника, ни одной книги не прочитал».
Подростки готовы сорвать свое раздражение на человеке усталом, находящемся в угнетенном состоянии.
Педагоги, которые стали участниками серьезных конфликтов, как правило, не узнавали в себе «опасных» черт. У них было совершенно иное представление о себе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru