Вторая тетрадь
школьное дело
|
ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
Вшколе нельзя избежать столкновения
интересов, напряженности в отношениях взрослых и
детей. Прежде всего потому, что учителя
воспринимают детей достаточно функционально –
как учеников, способных, ленивых или
старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо
деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок
больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то
момент ребенок, понимая всю условность
предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ
служит постоянным источником недоразумений.
Дети, особенно подростки, стремятся защитить
свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя
«государевым слугой», а границы урока, класса –
почти государственными границами, не готов
отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в
конфликт только в том случае, когда учитель, не
получая ожидаемого ответа на свое требование,
начинает использовать преимущества
должностного положения, вместо того чтобы
действовать профессионально – педагогически.
Умеете ли вы ждать?
У каждого учителя есть
замечательный индикатор наличия или отсутствия
профессионализма в конфликтной ситуации
Попробуйте в трудную минуту немного
притормозить и задуматься: хочется ли вам, чтобы
ребенок изменился – внял вашим требованиям –
прямо сейчас? Или же вы готовы ждать столько,
сколько ему потребуется (причем время может
измеряться не часами и даже не днями – это могут
быть и месяцы, и даже годы)? Если изменения
необходимы вам сразу как оправдание собственных
усилий, то вы просто устали. Попробуйте отойти от
ситуации, взять, что называется, тайм-аут. Если же
вы можете долго ждать перемен, прикладывать к
ситуации различные варианты взаимодействия, то
это значит, что ваши действия вполне
профессиональны.
Ловушка, которую учитель подстраивает себе сам,
– это учительская гиперответственость. Учитель
должен научить всех вверенных ему детей. Должен
взаимодействовать со всеми родителями. При этом
подразумевается одинаково положительный
результат. И успешного ученика, и отстающего
учитель должен образовать и воспитать одинаково
хорошо. В этом смысле учитель ставится на один
уровень с всемогущим Богом. Хочется спросить: как
вам там с ответственностью за все?
Очень неплохо отдавать себе отчет, с какими
детьми у вас получается работать лучше, а какие
требуют очень больших человеческих затрат. И это
не признание в непрофессионализме, а скорее
наоборот. Непрофессионально будет взяться за
работу и не выполнить ее или подорвать на ней
свое здоровье (как это часто и происходит). Если
же у вас есть представление, какие дети вам
даются с трудом, то вы точно знаете, что именно
при общении с ними вам необходимо быть более
внимательными к себе. Может быть, просто
медленнее работать на выращивание доброго и
красивого в этом ребенке. Или находить поддержку
у других учителей, психологов, родителей…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|