Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
 

Вшколе нельзя избежать столкновения интересов, напряженности в отношениях взрослых и детей. Прежде всего потому, что учителя воспринимают детей достаточно функционально – как учеников, способных, ленивых или старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то момент ребенок, понимая всю условность предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ служит постоянным источником недоразумений. Дети, особенно подростки, стремятся защитить свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя «государевым слугой», а границы урока, класса – почти государственными границами, не готов отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в конфликт только в том случае, когда учитель, не получая ожидаемого ответа на свое требование, начинает использовать преимущества должностного положения, вместо того чтобы действовать профессионально – педагогически.
По материалам исследований
Людмилы БОРИСОВОЙ,
доктора социологических наук

Не выходи из роли...

Чем больше ребенок соответствует образу «хорошего ученика», тем меньше к нему претензий

Новосибирские социологи не так давно опросили почти две тысячи старшеклассников и выпускников, чтобы понять, из-за чего обычно конфликтуют педагоги с учениками.
Практически по всем причинам и поводам конфликтов мальчики лидируют.
У них чаще возникают конфликты из-за поведения в школе, пропусков занятий и опозданий, а также из-за курения. Девочки опередили своих сверстников только в одном случае – «Мой внешний вид: прическа, одежда». Успеваемость является главной причиной школьных конфликтов. Так заявили около 30% троечников. В их среде в 10 раз больше конфликтующих подростков, чем в кругу благополучных школьников (2,5%). Получается, чем успешнее дети выполняют в школе свою основную социальную функцию, чем больше их поведение соответствует ожиданиям окружающих людей, тем в более комфортных социально-психологических условиях они находятся. И наоборот, чем хуже исполняется роль ученика, тем в более конфликтные условия попадает ребенок.
Распространенная причина конфликтов школьников с педагогами – несправедливо выставленные, по мнению детей, оценки (30,6% ответов). По этому поводу негодуют не только слабые (22,4%), но и сильные ученики (27,8%). Ситуация оценивания переживается детьми как личностно значимая, эмоционально нагруженная. К сожалению, педагоги, оценивая деятельность ребенка на уроке, порой распространяют эту оценку на его личные качества.
По результатам другого опроса, проведенного среди студентов педвуза, даже за время короткой практики в школе 95% из них были свидетелями детских слез. Причиной оказались (по убыванию частоты): грубость учителей (1-е место), обида на учителей (2-е), несправедливость при выставлении оценок (3-е), унижение ученика (6-е). Всего назвали одиннадцать причин, и лишь последняя говорит в пользу педагогов – уход любимого учителя вызывает слезы у детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru