Вторая тетрадь
школьное дело
|
ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
Вшколе нельзя избежать столкновения
интересов, напряженности в отношениях взрослых и
детей. Прежде всего потому, что учителя
воспринимают детей достаточно функционально –
как учеников, способных, ленивых или
старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо
деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок
больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то
момент ребенок, понимая всю условность
предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ
служит постоянным источником недоразумений.
Дети, особенно подростки, стремятся защитить
свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя
«государевым слугой», а границы урока, класса –
почти государственными границами, не готов
отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в
конфликт только в том случае, когда учитель, не
получая ожидаемого ответа на свое требование,
начинает использовать преимущества
должностного положения, вместо того чтобы
действовать профессионально – педагогически.
По материалам исследований
Людмилы БОРИСОВОЙ,
доктора социологических наук
Не выходи из роли...
Чем больше ребенок
соответствует образу «хорошего ученика», тем
меньше к нему претензий
Новосибирские социологи не так давно
опросили почти две тысячи старшеклассников и
выпускников, чтобы понять, из-за чего обычно
конфликтуют педагоги с учениками.
Практически по всем причинам и поводам
конфликтов мальчики лидируют.
У них чаще возникают конфликты из-за поведения в
школе, пропусков занятий и опозданий, а также
из-за курения. Девочки опередили своих
сверстников только в одном случае – «Мой внешний
вид: прическа, одежда». Успеваемость является
главной причиной школьных конфликтов. Так
заявили около 30% троечников. В их среде в 10 раз
больше конфликтующих подростков, чем в кругу
благополучных школьников (2,5%). Получается, чем
успешнее дети выполняют в школе свою основную
социальную функцию, чем больше их поведение
соответствует ожиданиям окружающих людей, тем в
более комфортных социально-психологических
условиях они находятся. И наоборот, чем хуже
исполняется роль ученика, тем в более
конфликтные условия попадает ребенок.
Распространенная причина конфликтов школьников
с педагогами – несправедливо выставленные, по
мнению детей, оценки (30,6% ответов). По этому поводу
негодуют не только слабые (22,4%), но и сильные
ученики (27,8%). Ситуация оценивания переживается
детьми как личностно значимая, эмоционально
нагруженная. К сожалению, педагоги, оценивая
деятельность ребенка на уроке, порой
распространяют эту оценку на его личные
качества.
По результатам другого опроса, проведенного
среди студентов педвуза, даже за время короткой
практики в школе 95% из них были свидетелями
детских слез. Причиной оказались (по убыванию
частоты): грубость учителей (1-е место), обида на
учителей (2-е), несправедливость при выставлении
оценок (3-е), унижение ученика (6-е). Всего назвали
одиннадцать причин, и лишь последняя говорит в
пользу педагогов – уход любимого учителя
вызывает слезы у детей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|