Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
 

Вшколе нельзя избежать столкновения интересов, напряженности в отношениях взрослых и детей. Прежде всего потому, что учителя воспринимают детей достаточно функционально – как учеников, способных, ленивых или старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то момент ребенок, понимая всю условность предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ служит постоянным источником недоразумений. Дети, особенно подростки, стремятся защитить свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя «государевым слугой», а границы урока, класса – почти государственными границами, не готов отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в конфликт только в том случае, когда учитель, не получая ожидаемого ответа на свое требование, начинает использовать преимущества должностного положения, вместо того чтобы действовать профессионально – педагогически.
Александр ЛОБОК

Кнопка на учительском стуле

Чаще всего в ее появлении виноваты мы сами

В любом классе случаются «трудные» ученики. Однако урок превращается в цепь конфликтов только тогда, когда в класс приходит «трудный» учитель – учитель, который по тем или иным причинам «переводит стрелку» урока в область личностного самоутверждения.
И если в классе есть достаточно сильные лидеры, начинается своего рода «движение сопротивления» – иногда в скрытых, а иногда в более откровенных формах.
Скрытые формы конфликта – это когда в классе создается по меньшей мере неуютная для педагога атмосфера. У детей всегда есть масса возможностей «достать» такого учителя. Но это лишь ответ на уже пережитое детьми школьное унижение. Ни один ребенок, приходящий в первый класс, не несет в себе установку на унижение учителя. И чтобы эта установка появилась, нужно, чтобы он сам пережил опыт унижения. К стыду своему, взрослые должны признать: этот опыт они дают детям сами.
Открытые формы конфликта возникают гораздо реже. Прямая дерзость, прямое хамство в адрес учителя или его бойкот, безусловно, свидетельствуют о том, что дети за что-то мстят взрослым. И даже если опыт «дедовщины» был пережит с одним учителем, фронт мести может распространяться на всех учителей.
Понятно, что месть – это реакция неадекватная. Но давайте не забывать: дети – всего лишь зеркало нашей, взрослой педагогики.
Конфликт между учеником и педагогом – ситуация экстремальная. И за ней, как правило, стоит неспособность взрослого справиться с трудной ситуацией «педагогического управления».

Источники конфликта

Главный источник конфликта между учеником и учителем – унижение достоинства ученика.
Очень часто педагог даже не замечает, что его слова (а чаще – язвительно-иронические интонации!) задевают детское самолюбие. Особенно если это происходит публично. Но довольно часто мы, взрослые, не придаем этому значения.
Разумеется, далеко не все ученики, переживающие обиды, нанесенные им педагогом, готовы идти на конфликт. Чаще всего эти переживания «глушатся» где-то в глубине души. Тем не менее сами «конфликтогенные ситуации» в школе возникают довольно часто, и источником их является не ребенок, а взрослый.
Другое дело, что взрослый порождает эти ситуации «не со зла», а из-за неумения вступать в продуктивный психологический контакт с «трудным» ребенком.

Что делать, чтобы конфликтов не было?

Никогда, ни при каких условиях учитель не должен, не имеет права задевать и унижать достоинство своего ученика. Это главное и абсолютное условие, чтобы трудные педагогические ситуации не обернулись открытым конфликтом между педагогом и учеником. При этом необходима предельная интонационная точность. Интонация – самое опасное оружие в руках взрослого. И если педагог видит, что какими-то своими словами или какой-то своей неудачной шуткой он задел самолюбие ученика, следует как можно быстрее принести извинения.
Другое важнейшее условие – чтобы сама учебная деятельность не была пустой и неинтересной. Чем выше вовлеченность в нее учителя и ребенка, чем более интенсивно их сотрудничество, тем меньше вероятность каких бы то ни было конфликтов между педагогом и его учениками.

Что делать, если конфликт все-таки произошел?

Во-первых, следует отчетливо понимать, что это знак педагогической неудачи.
Во-вторых, надо понимать, что это не роковая неудача. Надо разобраться в «психологической анатомии» конфликта – реконструировать всю ту сумму неадекватных действий, которые стали его психологическим фундаментом.
Если такую работу не провести, то у учителя может сформироваться страх перед педагогической работой как таковой, устойчивая к ней неприязнь (когда некоторые учителя уходят из профессии после первого же серьезного конфликта с детьми) или – что более опасно – у него сформируются психологические защиты агрессивного типа, когда в каждом новом классе и в каждом новом ученике учитель будет видеть потенциальную опасность, потенциального противника, а конфликт с отдельно взятым учеником или классом станет для него подсознательно закрепленной психологической нормой.

Учитель, конечно, не должен, не имеет права конфликтовать с ребенком, доводить столкновение интересов до противостояния. На то он и учитель. Взрослый. Профессионал. Но иногда вдруг встретится тако-о-ой ребенок, что, право, лучше в клетку с тигром, чем в класс, где он вымещает на тебе какие-то неведомые давние конфликты с миром.
Трудные дети. Читайте о них в следующем номере.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru