Вторая тетрадь
школьное дело
|
ШКОЛЬНЫЕ РУБЕЖИ
К середине марта учителя уже примерно
представляют свою нагрузку на будущий учебный
год. Уже известно, кому достались пятые классы.
Директор школы пишет нам: «С тревогой о судьбе
класса пришла ко мне учительница начальных
классов. Походила на уроки предметников и
расстроилась. Извечная проблема перехода в пятый
класс! Период адаптации. Как ни организовывай
его, трудности не уходят. Больше всего страдают
дети, у которых первая учительница имела
индивидуальный педагогический почерк. У
стандартного учителя они быстро теряют интерес к
учебе, начинают ловчить, баловаться. Можно понять
и предметника. Он только что вернулся из десятого
класса в пятый, ему трудно перестраиваться. Об
этом и говорили с коллегой».
Мы предлагаем нашим читателям наблюдения,
размышления и практические советы психолога
Елены Григорьевны КОБЛИК, автора «Программы
адаптации детей к средней школе».
Здесь все совсем по-другому
Новые учителя, новые порядки,
новые требования. Как помочь детям заново
освоиться в школе
Их сразу видно на этажах старшей школы, с
ними вечно что-то происходит…
…Саша, только после звонка успевший купить
булочку в буфете, теперь стоит в коридоре и не
понимает, куда же девались все ребята из кабинета
и какой следующий урок. Он не помнит, как зовут
новую учительницу, не знает, что делать.
…Дина спускается с третьего этажа по лестнице,
осторожно прижимаясь к стене, с тревогой косясь
на пробегающих мимо огромных старшеклассников.
Проходящий мимо учитель спрашивает, где у нее
должен быть урок, уверенно берет за руку и
провожает до кабинета. Дина спрашивает: «А вы кто?
Вы будете у нас вести?»
Дети плохо ориентируются в школе, для них
чрезвычайно важен взрослый, который выделяет
ребенка из толпы, обращает внимание именно на
него, создавая ощущение безопасности и
причастности к школе.
…Оля ответственная девочка, скромная. Ее
назначили старостой. И вот уже второй день она
гордо уносит журнал 5 «А» класса домой. Ведь дома
надежнее, там он не пропадет. Завуч школы
случайно увидела, как Оля заталкивает журнал в
свой портфель. «Ты домой его несешь? Это же важный
документ! Ты должна была…» В глазах у Оли слезы.
Завуч перестала кричать и стала спокойно
рассказывать о правилах хранения документов.
…Учитель информатики сказал, что урок закончен,
и вышел из класса. Дети встали из-за столов и, не
видя перед собой учителя, выключили компьютеры.
Учитель не смог вовремя начать следующий урок,
потому что ему пришлось включать и перезагружать
каждый компьютер в Сети.
Оля ожидала похвалы и одобрения, а почувствовала
вину. Не зная новых порядков, не только Оля,
многие «пятаки» попадают в нелепые ситуации, а
педагоги, уставшие от постоянной суеты, иногда не
замечают их ожиданий и проблем, не оказывают
должной помощи. А ведь достаточно попытаться
представить себя на их месте.
…Катя рисует на уроке рисования акварелью. Она
рисует ситуацию счастья. «Учительница
математики, я забыла, как ее зовут, наконец-то
похвалила меня на уроке. Ведь раньше у меня была
пятерка по математике и за устный счет… А теперь
все совсем по-другому».
Катя растеряна, потому что у новой учительницы
другие требования. Она чувствует беспокойство по
поводу своей учебной ситуации и уже привыкла
ожидать отрицательной оценки со стороны
педагога. Но вот наконец-то похвалили…
Приняв пятиклассников, помните: их способности
развиваются только в деятельности, вызывающей
положительные эмоции. Только доброжелательная
атмосфера и ситуация успеха могут уравновесить
крайнюю эмоциональную нестабильность детей
этого возраста.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|