Вторая тетрадь
школьное дело
|
Александр РАДОМСКИЙ,
кандидат философских наук
Угадайте правильную... мысль
Какие компетентности развивает
тест по словесности
Детей спрашивают: «Какая общая мысль
объединяет прослушанный и прочитанный тексты?»
Чтобы определить общую мысль двух разных
текстов, их надо сравнить. Операция сравнения –
сложный комплекс мыслительных процедур. Она еще
более усложняется, когда объектом сравнения
являются произведения литературы – в силу
богатства художественного языка, многозначности
и непредсказуемости его взаимодействия с
читателем.
Но детей «берегут» и дают им четыре варианта
ответа: а) Даже в самых далеких странах можно
встретить русскую березу; б) Чужеземная природа
способна затмить русскую; в) Нужно уметь видеть и
ценить красоту русской природы; г) Нужно беречь и
охранять природу.
При такой постановке вопроса, увы, не может идти
речи ни о сравнении, ни об анализе, ни о какой-либо
иной самостоятельной мыслительной деятельности.
Требуется угадывание. Смысл возможных ответов в
неявном виде уже задал нам тот, кто формулировал
эти вопросы. Как получить ключ? Для этого много
знать и глубоко мыслить необязательно.
В нашем случае правильный ответ (в) – «Нужно
уметь видеть и ценить красоту русской природы» –
извлекается примерно так. Мы не знаем, какое из
предлагаемых суждений верно, но в первую очередь
чувствуем, что оппозиция «свой-чужой» задана
жестче, чем «культура-варварство». На этом
основании последний ответ отпадает. Явно, что
«свое» лучше «чужого», – отпадает (б). И дело
вовсе не в березках – отпадает (а).
Или так. Вариант (б) отпадает, потому что слово
«чужеземный» несет негативную окраску. Вариант
(а)? Он лишен нравоучительного смысла, а в
школьных текстах по русскому языку основная
мысль – поучение. Из двух «нужно»
предпочтительнее вариант (в): в нем
беспроигрышное словосочетание «красота русской
природы».
Если задаться целью, такому анализу вариантов
ответа детей можно научить. Но можно ли назвать
компетенцию такого рода коммуникативной? А
лингвистической? Нет, конечно. А вот
манипулятивной – можно.
Заметим: в выборе правильного ответа ни исходные
тексты, ни их анализ не играют никакой роли. В
выигрышном положении оказывается тот, кто
понимает, чего от него хотят, а не тот, кто
искренне задается вопросами, о чем эти тексты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|