Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
 

Уже не первый год на рабочем столе каждого учителя нашей школы стоит компьютер. С самого начала никому не хотелось бы превращать работу с ним в самоцель, искусственно притягивая к теме урока и школьному мероприятию. Мы понимали: компьютер может как стимулировать образование, так и тормозить его. После обсуждения многих попыток применения компьютера учителями нашей школы мы совместно определили основные направления работы с этим оборудованием…
Жанна БРЫЛЬНИКОВА,
школа № 497
Москва

Решили начать?

Практики рекомендуют

Сначала спросите себя: действительно ли вы хотите помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью с помощью новых информационных технологий? Согласны с тем, что они дают реальную возможность построения модели открытой школы, позволяют индивидуализировать учебный процесс? Если да, тогда начинайте эксперимент!
Прежде всего вам придется заняться изучением ситуации в вашей школе и анализом работы всех школьных структур. У нас на это ушло не меньше года. Ведь мы собирались решать свои проблемы, а не чужие. И не по чужому алгоритму. Дело в том, что ситуацию, традиционную для многих школ, когда администрация загорается идеей изменения содержания и форм работы, увлекает идеями кого-то из учителей и руководит группой экспериментаторов, не связанной с остальным коллективом, мы уже не раз проходили. И нам не хотелось иметь экспериментальную площадку, активность которой зависит только от управления сверху. Для того чтобы коллектив воспринял новые идеи, требуется кропотливая предварительная работа.
Как создать в коллективе творческую атмосферу? Такую, чтобы все, кто в нее попадает, чувствовали радостную необходимость меняться, учиться. Кажется, это просто и всем известно: надо сплотить команду творческих учителей, а уж остальные пристроятся. Но мы и это проходили, знали, что не получится. Задали себе вопрос: а чем реально учителя занимаются на уроках, в школе? В чем сила каждого? Стали внимательно присматриваться к работе всех учителей без исключения, и оказалось, что работа каждого – новаторство. И вот пока мы выясняли это, творческая атмосфера в коллективе сама собой создалась.
Но как выбрать нужное вам направление в использовании ИКТ? Для того мы и проводили скрупулезный анализ работы школы, чтобы понять: мы сильны в проектном обучении. Решили взять это направление как основное. Всегда выбирайте то, в чем вы можете проявиться лучше всего. Нам близки были еще три: компьютер на уроках учителя; электронный документооборот; дистанционное обучение. Последнее мы выбрали потому, что оно стимулирует учителя к созданию новых курсов и тестов для обучения детей с разными потребностями. А у нас в школе есть и профильные классы, и экстернат, и система дополнительного образования – потребность в создании и апробации авторских курсов огромная. И конечно, всех волновало введение компьютера в повседневную практику учителя. На компьютер мы возлагали большие надежды вот почему: как ни развивай личностно-ориентированную педагогику, а направить ребенка к самостоятельному образовательному поиску без компьютера, без доступа в интернет очень трудно.
Можно ли начинающим оставаться наедине со своими проблемами? Конечно, нет. Свои проблемы полезно обсуждать с более опытными коллегами. Таких людей много на форумах сайта Интернет-поддержка профессионального развития педагогов http://learning.9151394.ru.  Этот проект целиком посвящен применению компьютерных технологий на уроках и в проектной деятельности. Наши учителя – участники разных форумов этого сайта.
…Прошло три года. Три года развития информатизации школы. Они подтвердили правоту нашего выбора: добрые отношения в коллективе, глубина общения и понимания – основное условие успешного освоения и применения ИКТ. Сама по себе техническая и технологическая оснащенность настоящего обновления школе не принесет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru