Вторая тетрадь
школьное дело
|
ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Уже не первый год на рабочем столе
каждого учителя нашей школы стоит компьютер. С
самого начала никому не хотелось бы превращать
работу с ним в самоцель, искусственно притягивая
к теме урока и школьному мероприятию. Мы
понимали: компьютер может как стимулировать
образование, так и тормозить его. После
обсуждения многих попыток применения компьютера
учителями нашей школы мы совместно определили
основные направления работы с этим
оборудованием…
Жанна БРЫЛЬНИКОВА,
школа № 497
Москва
Решили начать?
Практики рекомендуют
Сначала спросите себя: действительно ли
вы хотите помочь ученику стать свободной,
творческой и ответственной личностью с помощью
новых информационных технологий? Согласны с тем,
что они дают реальную возможность построения
модели открытой школы, позволяют
индивидуализировать учебный процесс? Если да,
тогда начинайте эксперимент!
Прежде всего вам придется заняться изучением
ситуации в вашей школе и анализом работы всех
школьных структур. У нас на это ушло не меньше
года. Ведь мы собирались решать свои проблемы, а
не чужие. И не по чужому алгоритму. Дело в том, что
ситуацию, традиционную для многих школ, когда
администрация загорается идеей изменения
содержания и форм работы, увлекает идеями кого-то
из учителей и руководит группой
экспериментаторов, не связанной с остальным
коллективом, мы уже не раз проходили. И нам не
хотелось иметь экспериментальную площадку,
активность которой зависит только от управления
сверху. Для того чтобы коллектив воспринял новые
идеи, требуется кропотливая предварительная
работа.
Как создать в коллективе творческую атмосферу?
Такую, чтобы все, кто в нее попадает, чувствовали
радостную необходимость меняться, учиться.
Кажется, это просто и всем известно: надо
сплотить команду творческих учителей, а уж
остальные пристроятся. Но мы и это проходили,
знали, что не получится. Задали себе вопрос: а чем
реально учителя занимаются на уроках, в школе? В
чем сила каждого? Стали внимательно
присматриваться к работе всех учителей без
исключения, и оказалось, что работа каждого –
новаторство. И вот пока мы выясняли это,
творческая атмосфера в коллективе сама собой
создалась.
Но как выбрать нужное вам направление в
использовании ИКТ? Для того мы и проводили
скрупулезный анализ работы школы, чтобы понять:
мы сильны в проектном обучении. Решили взять это
направление как основное. Всегда выбирайте то, в
чем вы можете проявиться лучше всего. Нам близки
были еще три: компьютер на уроках учителя;
электронный документооборот; дистанционное
обучение. Последнее мы выбрали потому, что оно
стимулирует учителя к созданию новых курсов и
тестов для обучения детей с разными
потребностями. А у нас в школе есть и профильные
классы, и экстернат, и система дополнительного
образования – потребность в создании и
апробации авторских курсов огромная. И конечно,
всех волновало введение компьютера в
повседневную практику учителя. На компьютер мы
возлагали большие надежды вот почему: как ни
развивай личностно-ориентированную педагогику,
а направить ребенка к самостоятельному
образовательному поиску без компьютера, без
доступа в интернет очень трудно.
Можно ли начинающим оставаться наедине со своими
проблемами? Конечно, нет. Свои проблемы полезно
обсуждать с более опытными коллегами. Таких
людей много на форумах сайта Интернет-поддержка
профессионального развития педагогов http://learning.9151394.ru. Этот
проект целиком посвящен применению компьютерных
технологий на уроках и в проектной деятельности.
Наши учителя – участники разных форумов этого
сайта.
…Прошло три года. Три года развития
информатизации школы. Они подтвердили правоту
нашего выбора: добрые отношения в коллективе,
глубина общения и понимания – основное условие
успешного освоения и применения ИКТ. Сама по себе
техническая и технологическая оснащенность
настоящего обновления школе не принесет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|