Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
 

Уже не первый год на рабочем столе каждого учителя нашей школы стоит компьютер. С самого начала никому не хотелось бы превращать работу с ним в самоцель, искусственно притягивая к теме урока и школьному мероприятию. Мы понимали: компьютер может как стимулировать образование, так и тормозить его. После обсуждения многих попыток применения компьютера учителями нашей школы мы совместно определили основные направления работы с этим оборудованием…
Ольга ШАЛДЫБИНА,
учитель школы № 1205
Москва

Наш классный компьютер

Возможности, которые открываются не сразу

Рабочий инструмент

Когда довольно опытный, но консервативный учитель знакомится с компьютером впервые, ему может показаться, что использование такой техники на уроке – обуза и трата времени: «Стоит – только место занимает. Вдруг нажму куда-нибудь не туда». И в таком состоянии некоторые педагоги пребывают довольно длительное время. Но вдруг какой-нибудь ученик осторожно начинает: «А может, включим все-таки ненадолго компьютер, мы не испортим, нас на информатике учили!». Такое подталкивание, как правило, расшевеливает в педагоге желание овладеть таинственной машиной. И это главный шаг: с чего-то начать. Например, с печатания в Лого или в Worde простейших слов. Стоит научиться уверенно набирать на клавиатуре свое имя и фамилию, как тут же начинаешь открывать для себя удивительные возможности нового «железного друга». Понимать, насколько быстрее и интереснее ты можешь готовиться к уроку, даже не заканчивая специальных курсов. А распечатать и размножить понравившиеся задания? Как красивы приготовленные к уроку карточки! Списки книг по внеклассному чтению. Фамилии и имена победителей конкурса, набранные на компьютере. План классных мероприятий. Образцы контрольных работ. Памятки с рекомендациями для самоподготовки. Фотографии школьных событий. Определенно жизнь класса становится намного интереснее, когда в кабинете стоит компьютер.

Электронная классная доска

При коллективной работе во время объяснения материала задания можно выполнять всем вместе. Стоит присоединить компьютер к проектору, как можно уже выводить нужную информацию на экран.
При закреплении знаний можно приглашать к компьютеру детей по одному и давать им индивидуальное задание. Большое удобство для того, чтобы занять тех, кто уже выполнил основную работу. Только поначалу это отвлекает остальных, потом становится привычным.
Мотивация возрастает, если выполнивший задание быстро и творчески показывает свою работу всему классу. Показывает через проектор, с помощью видеокамеры. Остальные с интересом наблюдают.
А при подготовке и проведении уроков по проектам компьютер просто незаменим.

Сноровка, закалка, тренировка

Благодаря различным программам, так называемым компьютерным тренажерам, которые установлены на каждом компьютере начальной школы и содержание которых учитель может регулярно пополнять новыми заданиями, учащиеся в свободное время, на перемене или после уроков с удовольствием упражняются, проверяют свои знания, выбирают желаемый уровень сложности заданий. Присутствие учителя в это время совершенно не обязательно. Результаты такой проверки могут по желанию ребенка автоматически заноситься в электронный журнал. Каждый сам видит, какие он сделал ошибки и даже – на какие правила.

Копилка информации

У каждого ученика на классном компьютере есть своя папка, в которой собираются его работы: отсканированные сочинения, рисунки, индивидуальные лого-проекты.
В компьютере хранятся архивы школьных событий и больших проектов: фотографии, сделанные детьми в процессе работы с помощью цифрового фотоаппарата, фильмы, снятые видеокамерой.
Накопление материала идет постоянно. К концу учебного года компьютер превращается в огромный банк бесценных материалов творческого поиска. Жалко расстаться с ними, и в конце года мы все материалы сбрасываем на диск. А наиболее интересные проекты обрабатываются по определенной системе учителем информатики и превращаются в мультимедийный продукт: детские произведения, рисунки, фото-, видеоролики.
Руководит этим, как правило, учитель информатики или ведущий учитель. Но очень хочется, чтобы в сборе, обобщении и обработке информации большее участие принимал сам ребенок. Сейчас мы думаем над тем, как лучше реализовать это на практике.


ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ...

А.С.Альбов, А.М.Хайт. Компьютер для начинающих. – Питер, 2005

А.С.Альбов, А.М.Хайт. Атлас Персонального компьютера для школьника. Практический курс. Иллюстрированное пособие. – ИД НЕВА, ОЛМА-ПРЕСС, 2000

А.Ю.Уваров. Электронный учебник: теория и практика. – М., Изд. УРАО, 1999

Сеймур Паперт. Штурм разума: дети, компьютеры и могущественные идеи. 1980
Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы. – М.: Федерация Интернет Образования, 2005

Использование MS Word XP для создания организационно-распорядительных документов (ОРД). – М.: Федерация Интернет Образования, 2005

Общие вопросы организации поиска информации в Интернете. – М.: Федерация Интернет Образования, 2005

Примечание. Эти и другие книги Издательства ФИО размещены в электронном виде на сайте http://center.fio.ru/books.asp.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru