Первая тетрадь
политика образования
|
РЕПОРТАЖ
Начальная школа в деревне Ветвеник
живет так, будто за ее стенами не тридцать дворов,
а большой город, где у детей есть множество
возможностей. Но учителя уверены, что опыт,
полученный здесь, поможет их ученикам найти свой
путь.
На берегу Чудского озера
Россия – это целый школьный континент.
Как не сшивай пестрое школьное одеяло в
"единое образовательное пространство",
различия между школами – как между странами на
разных материках. Вот школы, огромные как фабрики
– в них тысячи школьников, новейшее оборудование
и педагогические технологии.
А вот – небольшая городская школа, соединившая и
библиотеку, и поликлинику, и множество частных
контор. Здесь в овощехранилище – столярная
мастерская, а в парнике – круглый год свои
лимоны...
Есть на карте Псковской области, в Гдовском
районе, деревня Ветвеник. Там, в сельской
начальной школе на берегу Чудского озера, уже
шесть лет работает и живет учитель начальных
классов Максим Константинов. В 2002 году за
внедрение информационных технологий он получил
звание "Учитель года". Тогда чиновники особо
подчеркивали, что школа сельская – вот как,
дескать, информатизация по России шагает. При
этом за скобками оставалось, что государство на
нее не тратило ни копейки – все расходы брал на
себя спонсор.
В то время как по всей России был объявлен курс
"на укрупнение", на берегу Чудского озера
создавалась сказка для детей, которых
государство лишило шансов. И учитель Максим
Константинов со своей женой Юлией стали главными
героями этой сказки.
С Максимом Константиновым, директором
Ветвеницкой церковно-приходской школы, мы
встретились на гдовском автовокзале.
Старенький «фольксваген гольф» приветственно
мигает фарами. «Мы уж заждались, – улыбается
Константинов, молодой человек лет тридцати, с
аккуратной бородкой. – Садитесь».
От Гдова до Ветвеника минут сорок езды. Дорога
идет вдоль Чудского озера, оставляя позади места,
где Невский разбил ливонцев. Наконец из тьмы
белым пятном ударяет указатель: «Ветвеник»,
следом проносятся дома, мелькают горящие окошки,
облупленный щит «Внимание. Погранзона».
– На той стороне озера уже Эстония,– замечает
Юлия, жена Максима, учитель начальных классов. –
До Тарту ближе, чем до Пскова. Там университет, а
здесь такая глушь.
Дорога кончается небольшой площадью. Слева
темнеет громада храма, справа – двухэтажное
здание, новенькая плитка кремово поблескивает в
свете фонарей. Прямо белеет двухэтажный домик,
крытый красной черепицей. Венчает крышу
маленькая маковка с крестом – школа все же
церковно-приходская.
Утро ветвеницкой школы начинается в полвосьмого.
Максим и Юлия встают, отпирают двери. Вот уже
шестой год они живут в школе. Весь остальной
персонал, включая повара и уборщицу, на работу
приезжает.
– В этом году начали свой дом строить, – с
оптимизмом говорит Максим. – Недалеко от школы. А
то первое время вообще жили в колокольне.
Впрочем, пойдемте, я вам школу покажу.
Несмотря на представительный вид, внутри школа
небольшая. От входа идет широкий коридор, налево
от него два класса, а между ними кабинет
директора. Новенькие доски, парты, на стенах
соседствуют наглядные пособия по ботанике и
изобразительному искусству. Это понятно – школа
небольшая, откуда взяться отдельным предметным
кабинетам?
Напротив – столовая. Открыв дверь, оказываешься
в монастырской трапезной: по всем стенам от пола
до потолка роспись – нимбы, копья, мечи, лики.
Солнце пробивается из-за штор и играет на ярких
красках.
– Это подлинная роспись 16-го века, – скромно
говорит Максим, – житие святого Александра
Невского. Не верите? А многие верят.
Он смеется и объясняет: «Студенты питерской
Академии художеств расписывали. Наш благодетель
таким образом кафедру монументальной живописи
поддерживает. У него вообще была идея построить
на берегу картинную галерею и организовать в ней
школу. Но вот пока построили только эту».
«Благодетель» в Ветвенике появился
шесть лет назад. Местный батюшка, отец
Константин, искал спонсора, чтобы
отремонтировать старую сельскую школу. А нашел
мецената, решившего построить новую школу, да
такую, чтоб она была лучшей в России.
И всего за полгода на берегу выросла новенькая
школа «под ключ». Единственное условие, которое
поставил щедрый спонсор, – школа должна быть
право-
славной. Попутно отреставрировали и храм Петра и
Павла, служивший долгое время, по давней
советской традиции, зернохранилищем.
– Двести тысяч долларов на школу ухнул, – крутит
головой учитель Константинов. – Рыбаки местные
поначалу стучались, спрашивали, где здесь вход в
ресторан. Ему говоришь – это школа, а он смотрит
круглыми глазами: какая школа?
Что такое возможно, поначалу не верил и сам
Максим Александрович. В 2000 году, сразу после
свадьбы, они вместе с Юлией стали подыскивать
работу – в Тихвине не было, а в Петербург не
хотелось, тянуло куда-то на природу.
– Я просто увидел объявление: “Требуются
учителя в сельскую школу, зарплата – 4 тысячи”, –
рассказывает Максим, пока мы поднимаемся на
второй этаж. – В то время это были очень хорошие
деньги. Мы прошли конкурс, собеседование и
приехали сюда.
На словах все просто. Однако педагогического
опыта у молодых учителей было на двоих всего три
года преподавания Максимом английского в
начальных классах. Юлия вообще не имела
педагогического образования – по специальности
она филогог-славист.
– Она потом нагоняла, – улыбается Максим. – На
курсах. Зато теперь ведет и хореографию, и
театральный кружок, и церковное пение. Вот здесь
они занимаются. – Он открывает дверь в большой
зал. Пианино, парты, компьютер, огромный яркий
матрац, множество ярких игрушек – здесь и
музыкальный холл, и гостиная, и актовый зал, и
класс прикладного мастерства в зависимости от
того, что больше сейчас необходимо. В другой
комнате, напротив, учителя Константиновы живут. В
конце широкого коридора – красный угол,
лампадка, аналой с иконой, подсвечники с горящими
свечами.
Школа в Ветвенике поначалу была государственной
и только с сентября 2005-го стала
церковно-приходской.
– Так изначально сложилось, и мы долгое время
ничего не меняли, – объяснил Максим. – Правда,
иконы висели с самого начала. Но мы их при
проверках спиной заслоняли, и ничего, –
улыбается он. – К тому же у нас были хорошие
отношения с управлением образования. Поэтому
решение о смене статуса мы приняли совсем
недавно. Созрели, так сказать.
Внизу хлопают двери, слышатся детские голоса,
топот ног по лестнице. За разговором незаметно
подошло время начала занятий. Уроки в
ветвеницкой школе начинаются в полдесятого,
после молитвы.
Коридор вдруг наполняется детьми, они торопливо
подбегают, но, увидев учителя, замедляют шаг и
тихо становятся в коридоре, строго как в храме:
четыре мальчика справа, две девочки слева, и
каждый сжимает в ладошках молитвенник.
За окном мимо школы, треща, проносятся два
снегохода. Суровые мужики, одетые в шапки
сварщиков, дымя цигарками, направляют свои
снегоходы в глубь озера и исчезают из виду.
Секундное развлечение заканчивается. Шум и суета
мира уступают строгости церковно-славянского:
“Богородице дево…”
Наконец дети спешат на урок, и мы с учителем
Константиновым спускаемся следом за ними.
В первом классе за партами пятеро ребятишек
сосредоточенно изучают аппликации – сейчас у
них ИЗО. В четвертом классе четверо учеников уже
достали тетради и учебники, их ждет математика.
В кабинете директора сидит и болтает ногами под
партой девочка Наташа. Сразу видно – в
директорском кабинете ей ни капельки не страшно.
– Она у нас одна во втором классе, – объясняет
Максим. – Поэтому мы с ней отдельно занимаемся.
Первый урок у нас английский.
Он ставит на парту магнитофон. Наташа, выслушав
задание, сразу начинает бодро щелкать кнопками,
отрабатывая произношение.
– The pig, the dog, the cat, – мягко льется из динамика.
– Ве пиг, ве дог, э... кэт – не теряется девочка.
Учитель Константинов тем временем открывает и
разворачивает на столе ноутбук. Вообще
компьютерной техники в ветвеницкой школе много.
Показатель оснащенности здесь приближается к
ста процентам – на одного ребенка один
компьютер. Наверное, это лучший показатель не
только в Псковской области, но и вообще по всей
России. Спасибо “благодетелю” и статусу
“учитель года”. Правда, когда Максим решил
поучаствовать в конкурсе, такого оборудования у
него не было.
– Собственно, я с этим шел на конкурс, – достает
он толстую папку. В ней на листах бумаги
красочные картинки – сказочные герои
преодолевают препятствия, лезут по горам,
переплывают реки, сражаются с чудовищами. Чтобы
помочь герою преодолеть преграду, нужно
правильно прочесть слог или слово. По фантазии и
тонкости рисунка эти наглядные пособия больше
похожи на детские настольные игры.
– Рисовала наш преподаватель ИЗО Валентина
Николаевна, – поясняет Максим. – Она же еще и
художник замечательный. А я разрабатывал
концепцию и демоверсию компьютерного пособия.
Он
щелкает мышью, и на экране начинает
проигрываться файл. Пейзажи, только что
мелькавшие на листах бумаги, вдруг оживают на
экране ноутбука, трехмерные герои идут на штурм
болот и гор, не боясь русалок и снеговиков.
– Я взял традиционные методики, которые есть в
любом учебнике русского языка, – увлеченно
объясняет Константинов. – Но там это просто
столбики слогов на листе бумаги. Ребенку они
ничего не говорят. А я их наложил на картинку, и
детям стало интересно. А вот демоверсия
компьютерного пособия – для нее мы достали денег
у спонсора, заплатили дизайнеру. Шли уже
переговоры о разработке полноценного пособия, но
дело не пошло, – вздыхает Максим и закрывает
файл. – Но и этого хватило, чтобы выиграть
конкурс, – вновь улыбается он. – Вообще я
стараюсь применять новые технологии где только
можно. Вот, например, последнее Рождество…
Он включает видеозапись: первоклашки кружатся в
костюмах ангелов и звездочек, на синих занавесях
фосфоресцируют звездочки, и прозрачным синим
светом мерцает нимб у младенца в яслях.
– Это я ультрафиолетовым фонариком подсветил, –
рассказывает Максим. – Видите? Даже родители
заходили, поражались – отчего это нимб светится?
А костюмы и декорации делала Юлия. Она же
разучивала с детьми песни, танцы, стихи. Правда,
зачем все это нужно, родителям непонятно..
За дверью звенит колокольчик – конец урока.
Перемена пролетает незаметно, за ней второй урок.
Настает время обеда.
– В этом году у нас в школе 16 учеников, –
рассказывает Константинов, пока дежурные по
столовой расставляют тарелки и тщательно
раскладывают ложки. – Восемь в первом, одна во
втором и пять в четвертом. И еще трое дошколят в
группе кратковременного пребывания. Но сейчас их
меньше половины – у нас сегодня экскурсия, и
многих родители просто не привели в школу. А
учителей восемь: я и Юлия, еще два учителя
начальных классов, одна замечательная женщина –
педагог дополнительного образования, которая
раз в неделю сюда из Питера на гдовском поезде
восемь часов добирается, ветвеницкий
преподаватель ИЗО, учительница музыки – она два
раза в неделю из Гдова приезжает, и физрук, он же и
завхоз.
Школа, похожая на лоскутное одеяльце: ученики,
собранные по крупицам, которых свозят за 70
километров, учителя, добирающиеся из Гдова и
Питера за 15 и 300 километров. И эта роскошная
новенькая школа учит детей только до четвертого
класса. Она начальная. А куда дети идут потом?
– Либо в школу-интернат, их в Гдовском районе две,
либо в Гдовскую среднюю школу, – поясняет
Константинов. – Кроме нашей, начальных школ в
районе больше нет.
Двести тысяч на начальную школу на берегу
Чудского озера? Для шестнадцати детей?
– Это в этом году у нас шестнадцать, – невесело
улыбается Максим. – А до этого было восемь.
Пришли еще двое ребятишек, и появилась одна
право-
славная семья, которой очень нужна наша школа. У
них десять детей, из них четверо в нашей школе. Но
такая семья в
районе одна! Остальные не рожают. Нет детей.
Ученики тем временем собираются в столовой.
После короткой молитвы они быстро стучат
ложками. Наконец все съедено, и они гурьбой
выбегают из столовой, наперегонки обуваясь. Всем
не терпится на экскурсию – сегодня им
обещано катание на лошади. Восьмерых детей
кое-как рассаживают по двум легковушкам – с ними
едут еще четверо взрослых.
– Никак не могу «Газель» починить, – вздыхает
Константинов. – Стоит на приколе. Так что, может,
и хорошо, что половина родителей детей не
привели.
– А они вообще не любят отпускать детей куда-то,
– вполголоса объясняет он, заметив мое
удивление. – Им это непонятно. Летом мы ходили в
поход, так приходилось ходить по дворам и
уговаривать каждого. Зачем, говорят? Чего ему там
делать, пусть лучше дома сидит.
– На собрания не ходят, забывают, Бог с ними, –
машет рукой Максим Александрович, заводя
двигатель. – Но они и про детей забывают..
– Ну что, все расселись?! – оборачивается он к
упакованным в два ряда ребятишкам.
– Да! – хором отвечают дети, и школьный караван
трогается.
Мы едем по сверкающей дороге от ослепительно
белой школы с бордовой черепичной крышей. В небе
густой синевы поднимается по-весеннему жаркое
солнце. Дети позади увлеченно обсуждают, какая
будет лошадь, и старательно читают указатели,
ожидая нужного поворота.
– Я с этим отношением столкнулся в первый раз,
когда мы еще в самом начале решили с детьми
посетить Кипр и Святую землю, – продолжает
Максим. – Деньги были, я даже загранпаспорта для
себя и Юли сделал. Но вот на этапе оформления
документов на детей сломался. Ходил, ходил,
собирал у родителей разрешения, да и бросил это
дело. Ты говоришь – Кипр, Иерусалим, а для них эти
слова ничего не значат.
Болотное редколесье сменяется высоким сосновым
бором. Дети восторженно кричат, увидев наконец
тот самый указатель. Машины сворачивают на
лесную дорогу.
– И каждую экскурсию проходится пробивать, –
говорит Максим, – Киев, Петербург, Копорье,
Печеры, Изборск. Даже вот эту, хоть и недалеко.
Машины останавливаются возле распахнутых
деревянных ворот. Во дворе, запряженный в сани,
уже стоит конь, еще один бродит в загоне.
Дети, высыпав из машины, мчатся к “лошадке” и
наперебой суют ей под нос хлебный мякиш. Конь
фыркает и, с каким-то благородством вытягивая
губы, бережно берет с ладошек хлеб.
– И ведь им это очень надо, – говорит Максим
Александрович, глядя на ребят. – У них же через
одного отставание и проблемы. С речью, с общим
психическим развитием. По сути, с детьми с самого
рождения никто не занимался. Родители с утра до
вечера на озере или по хозяйству заняты – до
детей ли? Жалко, что мы это не сразу поняли: им же
нужны специальные программы,
учителя-коррекционщики.
Дети, от восторга просто вереща, наваливаются в
сани и на мгновение превращаются в один большой
копошащийся клубок, из которого торчат руки,
ноги. Клубок пищит, верещит, страшно доволен и
ждет не дождется, когда же сани поедут.
Учитель Константинов быстро смиряет стихию –
короткими фразами успокаивает расшалившихся,
всех аккуратно рассаживает, и сани трогаются.
Двухчасовая
прогулка по заповедным псковским местам, среди
корабельных сосен и реликтовых можжевельников,
со звенящим от чистоты снегом и прозрачным
воздухом, детей только раззадоривает. Они с
азартом собирают сушняк для костра, слушают
импровизированную лекцию о физических свойствах
снега, с энтузиазмом растапливают его в кружке и
непременно норовят попробовать на вкус. После
возвращения сил еще хватает на катание в седле.
Из головы отчего-то не выходит, что после
четвертого класса этих ребят ожидает интернат.
– Может, это им и надо, – с какой-то смиренностью
говорит Максим. – Их родители выросли в
интернате. Так впрямую и говорят: а что в этом
плохого?
– Что же делать, если в районе нет детей? –
продолжает Константинов. – В Гдовском районе
смертность превышает рождаемость в пять раз. В
этом году у нас выпускается четвертый класс –
уходят четыре человека. Первый класс мы набираем
только через год – два ребенка. Я уже все
испробовал: и статьи в газетах, и объявления в
Питере и Пскове, и всех знакомых, у кого маленькие
дети, уговаривал сюда переселиться. По району
разве что с метлой не прошелся – всех, кого смог,
выгреб. Так что какая у нас перспектива, я не знаю.
Однако, наверное, перспектива все же есть –
недаром возле школы достраивается новый корпус.
– Сначала наш благодетель планировал там
разместить кадетский корпус, – устало улыбается
Максим. – Потом – школу-интернат. Думаю, что все
же там будет детский дом. Весь прошлый год мы
изучали опыт православных детских домов, ездили
по стране. Это наша надежда: будет детдом, школа
будет жить, станет средней. Только вот как
обосновать необходимость еще одного детдома в
Гдовском районе? Мы-то хотим, чтобы он был
государственным. Все-таки это очень затратно –
содержать и детдом, и школу.
На обратном пути машина гудит: дети возбужденно
обсуждают, кто сколько раз катался и как сидел в
седле. Всеобщее восхищение вызывает
четвероклассник Мирон, погнавший коня рысью.
Впрочем, ему легче – он старше и к тому же у них в
хозяйстве есть лошадь.
Между храмом и озером их встречает нарядная и
сверкающая, как елочная игрушка, Ветвеницкая
начальная церковно-приходская школа – гдовская
утопия, самочинно вставшая, как Петербург, на
берегу Чудского озера, на краю русской земли.
Ветвеницкие дети, помахивая портфелями,
расходятся по домам – для них эта школа не
удивительный мираж, а обыденность. Кого-то увозят
родители, кого-то учитель Константинов отвозит
домой на своей машине. Подскакивая на сугробах,
на велосипеде куда-то едет рыбак: в Ветвенике все
рыбаки и на велосипедах ездят круглый год. На
Чудское озеро потихоньку опускаются сумерки.
…Питерский автобус отправлялся через час, и,
вернувшись, Максим Александрович решил сам
подбросить меня на вокзал.
– Мы, в общем, не жалуемся, – сказал он, когда
машина пролетела уже почти всю дорогу до
поворота на Гдов. – Новое лицо появилось, вот и
разговорились. Эти шесть лет нам очень многое
дали. Мы же сюда приехали просто как наемные
работники. Но за это время столько труда в школу
было вложено… Она нашим делом стала.
От Гдова до Питера пять часов езды. Автобус
натужно ревет, километровые столбики лениво
выплывают из темноты – на нечищенной дороге не
разгонишься. Автобус чуть кренится на повороте, и
из темноты вылетает белое пятно дорожного
указателя. Пока он летит в тьму позади автобуса,
успеваешь прочесть: «Незнамо поле».
Позади, отодвигаемое километрами, остается
незаконное чудо – ветвеницкая начальная школа.
Там, наверное, уже зажгли фонарь над входом и
светятся окна...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|