Первая тетрадь
политика образования
|
ШКОЛА И ВЛАСТЬ
За что теперь будет отвечать классный
руководитель
В канун Нового года правительство
выделило из федерального бюджета субсидии
регионам, чтобы местные власти обеспечили
выплаты классным руководителям. Министерству
образования и науки было поручено разработать и
утвердить методические рекомендации, касающиеся
деятельности классного руководителя.
Рекомендации утверждены.
Обсуждение плюсов и минусов нового функционала
классного руководителя читайте в следующем
номере.
Приказ
Об утверждении методических
рекомендаций об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений
Во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 “О
порядке предоставления в 2006 году финансовой
помощи бюджетам субъектов Российской Федерации
в виде субсидий на выплату вознаграждения за
выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам государственных
общеобразовательных школ субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных
школ” (Российская газета, 2006, 14 января) п р и к а з
ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые методические
рекомендации об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений (далее –
рекомендации).
2. Рекомендовать органам управления образованием
субъектов Российской Федерации довести
рекомендации до государственных
общеобразовательных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Министр Андрей ФУРСЕНКО
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими
работниками государственных
общеобразовательных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации
разработаны в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2005 г. № 854 “О порядке предоставления в 2006 году
финансовой помощи бюджетам субъектов Российской
Федерации в виде субсидий на выплату
вознаграждения за выполнение функций классного
руководителя педагогическим работникам
государственных общеобразовательных школ
субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных школ” (Российская газета,
2006, 14 января).
Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Основными задачами
воспитания являются: формирование у обучающихся
гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации на
рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном
учреждении выполняют все педагогические
работники. Однако ключевая роль в решении задач
воспитания принадлежит педагогическому
работнику, на которого возложены функции
классного руководителя (далее – классный
руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об
общеобразовательном учреждении, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, № 13,
ст. 1252) (далее – Типовое положение), на
педагогического работника общеобразовательного
учреждения с его согласия приказом
общеобразовательного учреждения могут
возлагаться функции классного руководителя по
организации и координации воспитательной работы
с обучающимися в классе.
Класс – группа обучающихся, как правило, одного
возраста, осваивающих одну основную
образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к
условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28
ноября 2002 г., № 44, зарегистрировано Минюстом
России 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3997) и
Типовым положением наполняемость класса
составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных
учреждениях, расположенных в сельской местности,
где наполняемость отдельных классов составляет
менее трех человек, обучающиеся нескольких
классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект.
Независимо от ступени общего образования
наполняемость двухклассных комплектов должна
составлять не более 25, а при объединении в один
комплект трех-четырех классов – не более 15
человек.
Цель и задачи деятельности классного
руководителя
Цель деятельности классного
руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности
обучающегося, его успешной социализации в
обществе.
Задачи деятельности классного
руководителя:
формирование и развитие коллектива
класса;
создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося,
сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через
разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с
обучающимися в классе;
гуманизация отношений между
обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
формирование у обучающихся
нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой,
творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно-ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом
общеобразовательного учреждения, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и
эффективного выполнения своих функций классному
руководителю надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми
конкретного возраста, быть информированным о
новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности
необходимо учитывать уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи
общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями
(иными законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования);
проведение консультаций, бесед с
родителями (иными законными представителями)
обучающихся;
взаимодействие с педагогическими
работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
организация в классе образовательного
процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся
в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение “малых
педсоветов”, педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и
коллективом класса в целом;
ведение документации (классный журнал,
личные дела обучающихся, план работы классного
руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений
между обучающимися;
установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному
психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в
формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
4. Контрольные:
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями
классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация,
обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи,
совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы
самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли,
концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды
деятельности в соответствии с задачами, стоящими
перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации
образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние
условия;
обеспечивать целостность содержания,
форм и методов социально значимой, творческой
деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций
классного руководителя
Эффективность осуществления функций
классного руководителя можно оценивать на
основании двух групп критериев:
результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень,
которого достигают обучающиеся в своем
социальном развитии (уровень общей культуры и
дисциплины обучающихся, их гражданской
зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить
реализацию управленческих функций классного
руководителя (организация воспитательной работы
с
обучающимися; взаимодействие с педагогическими
работниками, работающими с обучающимися в данном
классе, и другими участниками образовательного
процесса, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения,
родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию,
обучению, творческому развитию обучающихся).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|