Первая тетрадь
политика образования
|
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ
Учитель для профильной школы
О том, как изменится система
подготовки в педагогических вузах, рассказывает
проректор МПГУ Сергей АТАНАСЯН
Сегодня ведомство предлагает в
основном переучивать педагогов- предметников. Но
программа переквалификации больше напоминает
сетевой маркетинг: избранные методисты доедут до
Москвы, потом обучат коллег из региона, а уж те
возьмутся за учителей… Впрочем, есть еще одно
«но»: эта схема – для тех, кто уже работает в
школе.
А как быть с теми, кто только готовится стать
педагогом?
– Вашим выпускникам, возможно,
придется преподавать в профильных классах...
– Конечно, придется, но сначала несколько
слов о собственно профильном обучении. На мой
взгляд, программы старших классов слишком
усложнены. Их будет трудно реализовать на
практике и учащимся, и педагогам. Что же касается
непрофильных дисциплин, то нельзя сводить все
только к механическому сокращению часов на их
изучение. Необходимо продумать принципиально
иные подходы к преподаванию гуманитарных
предметов в технических и математических
классах и точных наук – в гуманитарных, для того
чтобы подростки получили всестороннее
образование.
Сегодня разрабатываются школьные стандарты
второго поколения, которые предусматривают
переход от зуновской к компетентностной модели
обучения. Но для того чтобы эта сказка стала
былью, введения только теоретических курсов
недостаточно. Надо, чтобы сами студенты
обучались в этой новой логике, иначе в школу
придут трансляторы информации, а не творчески
мыслящие люди, способные применять свои знания в
разных ситуациях и организовывать проектную,
научно-исследовательскую деятельность учащихся.
– В 2006–2007 годах планируется принять новые
стандарты высшего педагогического образования.
Заложена ли в них та «новая логика», о которой вы
говорите?
– Да. Например, занятия в вузах будут
организованы по кредитно-зачетной системе; это
должно способствовать решению проблемы, о
которой мы только что говорили.
Суть новой системы в следующем: студент сам
планирует свое обучение. Учебный план делится на
несколько блоков: обязательные предметы, которые
изучаются либо в определенной
последовательности, либо в свободном порядке, и
предметы по выбору. Причем предметов по выбору
будет значительно больше, чем сейчас. А за
изучение каждого предмета студент получит
соответствующее число кредитов (зачетов).
Рейтинговая система завязана и с материальными
стимулами: чем лучше результаты обучения в
течение года (а не только в период сессии), тем
выше стипендия. Так что благодаря этому
нововведению студенты должны с большим
интересом относиться к учебе.
– Какие трудности и риски могут возникнуть
при введении кредитно-зачетной системы?
– Резко увеличится число часов на
научно-исследовательскую деятельность, на
индивидуальную работу преподавателей со
студентами. Это потребует перестроить весь
учебный процесс.
Рейтинговая система может не прижиться из-за
коррупционных моментов: завышения отметок,
списывания.
Возможна ситуация, когда к какому-то профессору
вообще никто не запишется, начнется борьба за
студента, вступят в силу механизмы конкуренции
между кафедрами и преподавателями.
Вследствие введения кредитно-рейтинговой
системы, вероятнее всего, закроются заочные и
вечерние отделения, поскольку, набрав
необходимое количество предметов, студент
сможет посещать вуз в любое удобное для него
время по индивидуальному графику. Будут активно
развиваться дистанционное обучение, тьюторство.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|