Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
“Детям не очень нравится ходить в школу, им
недостает нашего одобрения и признания. Что
будем делать?» – поставил проблему на первой же
встрече с учителями новый директор.
История, которую рассказал школьный психолог
Алексей Чалый в статье «Раскрасить школу
цветными карандашами» («УЧИТЕЛЬ», № 1 за 2006 год),
никогда бы не случилась, если бы дело
ограничилось общими рекомендациями.
Но директор предложил: «Давайте начнем с себя,
покажем пример, да и сами наконец узнаем побольше
друг о друге: кто чем увлекается, что умеет делать
и делает с удовольствием, благодаря чему ваша
жизнь наполнена смыслом и интересными
событиями».
И тут выяснилось, что очень многие учителя
считали свои увлечения не заслуживающими
внимания. К счастью, у директора нашлись
единомышленники, которые постепенно убедили
других заговорить о себе. И школа стала
преображаться на глазах! В актовом зале
появилась галерея портретов учителей. А под
каждым портретом возник текст, сообщавший о
любимых занятия и умениях… Вскоре у учителей
появились восторженные почитатели и
последователи среди ребят. Возникли кружки,
дискуссионные клубы, художественные и модельные
студии…
А.Чалый рассказывает о том, как отношения
сотворчества начали распространяться и на
учебный процесс. Например, на уроке литературы
родилась идея делать фотографии ярких
«солнечных» пейзажей и вешать их на стены класса.
Учителя открыли замечательные возможности
развития детского познавательного интереса
(один из них получил интригующее название
«эффект переопыления»). Дети придумали много
разных способов «как урвать кусок знаний
побольше». Причем, не перенапрягаясь: это ведь
учиться трудно, а урвать кусок знаний совсем
другое дело!
Как в школе выявляется детская одаренность?
Часто дело ограничивается оценкой коэффициента
интеллекта (IQ). Между тем, как утверждает Иван
Вознесенский в статье «Одаренный ребенок в
школе» («ОБУЧЕНИЕ И КАРЬЕРА», № 6 за 2006 год), сделать
вывод о наличии одаренности на основании одного
только тестирования нельзя. Более того, любая
форма отбора детей по результатам
психодиагностики интеллекта или креативности
несостоятельна с научной точки зрения. Высокие
показатели психометрических тестов интеллекта
(Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать
всего лишь о мере обученности и социализации
ребенка. В свою очередь низкие показатели по
тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть
связаны со специфической познавательной
позицией ребенка, но никак не с отсутствием у
него творческих способностей. Тесты, как правило,
измеряют сформированность конкретных операций.
С их помощью невозможно исследовать «подвижный
интеллект» – способность не только понимать
выученное, но и творчески применять его в новой
ситуации. Кроме того, данные тестирования в
значительной мере зависят от эмоционального
состояния ребенка. И чем ребенок одареннее, тем
сильнее эта зависимость.
Но из этого не следует, что детскую одаренность
невозможно распознать в принципе. По мнению
специалистов, надо отказаться от практики
одномоментного отбора одаренных детей и
направить усилия на постепенное, поэтапное их
выявление и педагогическое сопровождение. Автор
статьи подробно описывает семь базовых
принципов этой деятельности.
Ученик даже не пытается справиться с новым
заданием и сразу обращается к учителю с просьбой
о помощи. Склонность к подобным реакциям
называется «выученной беспомощностью». В первую
очередь она характерна для воспитанников
детских домов «с недифференцированными
привязанностями».
Как пишет психотерапевт М.Бардышевская в статье «Развитие
привязанности у эмоционально депривированных
детей» («ДЕФЕКТОЛОГИЯ», № 1 за 2006 год),
проблемы детей, выросших в детском доме, как
правило, связаны с эмоциональными нарушениями
разной тяжести и природы. Автор выделяет
различные типы расстройства эмоциональных
привязанностей. Самый тяжелый тип: «избегающие»
дети. На общем фоне такой ребенок выделяется
неумением общаться с другими детьми, со
взрослыми и почти всегда агрессивной,
разрушительной манерой обращения с игрушками. А
вот у детей с недифференцированными
привязанностями способы общения со взрослыми
сами по себе являются достаточно развитыми и
разнообразными, но не используются для
образования более глубоких и устойчивых связей.
Вместе с тем дети этой группы способны
демонстрировать сложные формы поведения,
которые недоступны «избегающим». Для того чтобы
привлечь внимание взрослых, ребенок может
драматизировать свои эмоциональные состояния.
Но в неопределенных или пугающих ситуациях такой
ребенок ориентируется прежде всего на реакцию
хорошо знакомых детей, а не на реакцию «своего»
взрослого.
Существуют также «цепляющиеся»,
«амбивалентные», «социально-тревожные» и
«гармоничные» привязанности. Всем им присущи
свои особенности, которые важно учитывать в
работе с эмоционально депривированными детьми.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|