Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Ирина КАЛИСТРАТОВА

У книжной полки

Карл Роджерс, Джером Фрейберг Свобода учиться. М.: Смысл, 2002

Очень часто учителя видят и понимают, что поведение ребенка в школе вызвано проблемами его отношений в семье. Но в короткой беседе с родителями бывает трудно объяснить, что значит предоставить ребенку свободу са-
мовыражения, которая сгладит его проблемы. Родители начинают опасаться, что ребенок избалуется или перестанет слушаться. Выстраивать отношения, построенные на доверии к ребенку, нужно учиться. Обстоятельства нашей жизни таковы, что учителям часто приходится самим что-то предпринимать, чтобы помочь ребенку. В этом помогает опыт психологов, которыми накоплен достаточный арсенал эффективных приемов взаимодействия с детьми. В своих публикациях они простым и доступным языком на примерах объясняют тонкости общения, построенного на доверии к возможностям детей. В книге очень точно сказано о том, что «основанием свободы учиться является провидение образования, которое способствует благополучию всех детей и подростков... Провидение – это способность видеть то, что скрыто от глаз, понимать то, что еще только будет, и действовать, исходя из своих убеждений, перед лицом неопределенности».

Вместе с авторами мы начинаем думать о наших детях, пробовать новые отношения, вновь и вновь обращаясь к страницам книги, а потом можем уже более успешно передавать свой опыт родителям и рассказывать о прочитанных книгах. Книга интересна тем, что включает рассказы учителей о детях и комментарии авторов, поэтому, когда читаешь ее, создается полное впечатление непосредственного общения в педагогическом коллективе. Вот некоторые подзаголовки из книги: «Учебный климат», «Как стать подлинным?», «Фантазия и повышение квалификации учителей», «Человекцентрированный тип обучения», «Есть ли дисциплина в человекцентрированных классах?», «Преобразование школы изнутри».

Мария Монтессори Помоги мне сделать это самому. М.: «Карапуз», 2000

Книга особенно полезна в процессе подготовки детей к школе. В ситуации, когда учителям приходится много общаться с родителями будущих первоклассников, книга поможет учителю организовать работу с семьями. Может быть предложена родителям как справочное руководство, которое позволит практически реализовать основную идею гуманистически ориентированной педагогики: «Психическое развитие несет в себе тайну: в каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности... Ни философы, ни ученые не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель – исполнение жизненных потребностей и законов. Только сам ребенок может выявить эти потребности и законы – своими спонтанными реакциями, своими успехами».
В книге описывается опыт современных педагогов, использующих монтессори-метод. Читателю будут интересны многочисленные примеры обучающего материала, упражнения для развития двигательной активности, упражнения для развития чувств, для развития родного языка и математических предс-
тавлений. Примечательно, что как монтессори-материал представлена азбука Л.Н.Толстого, являющаяся «хорошим подспорьем при обучении ребенка правильному чтению... дающая великолепный материал и для моторного, и для постепенного чтения, а также предоставляющая возможность для свободной работы ребенка».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru