Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
У книжной полки
Карл Роджерс, Джером Фрейберг Свобода
учиться. М.: Смысл, 2002
Очень часто учителя видят и понимают, что
поведение ребенка в школе вызвано проблемами его
отношений в семье. Но в короткой беседе с
родителями бывает трудно объяснить, что значит
предоставить ребенку свободу са-
мовыражения, которая сгладит его проблемы.
Родители начинают опасаться, что ребенок
избалуется или перестанет слушаться.
Выстраивать отношения, построенные на доверии к
ребенку, нужно учиться. Обстоятельства нашей
жизни таковы, что учителям часто приходится
самим что-то предпринимать, чтобы помочь ребенку.
В этом помогает опыт психологов, которыми
накоплен достаточный арсенал эффективных
приемов взаимодействия с детьми. В своих
публикациях они простым и доступным языком на
примерах объясняют тонкости общения,
построенного на доверии к возможностям детей. В
книге очень точно сказано о том, что «основанием
свободы учиться является провидение
образования, которое способствует благополучию
всех детей и подростков... Провидение – это
способность видеть то, что скрыто от глаз,
понимать то, что еще только будет, и действовать,
исходя из своих убеждений, перед лицом
неопределенности».
Вместе с авторами мы начинаем думать о наших
детях, пробовать новые отношения, вновь и вновь
обращаясь к страницам книги, а потом можем уже
более успешно передавать свой опыт родителям и
рассказывать о прочитанных книгах. Книга
интересна тем, что включает рассказы учителей о
детях и комментарии авторов, поэтому, когда
читаешь ее, создается полное впечатление
непосредственного общения в педагогическом
коллективе. Вот некоторые подзаголовки из книги:
«Учебный климат», «Как стать подлинным?»,
«Фантазия и повышение квалификации учителей»,
«Человекцентрированный тип обучения», «Есть ли
дисциплина в человекцентрированных классах?»,
«Преобразование школы изнутри».
Мария Монтессори Помоги мне сделать это
самому. М.: «Карапуз», 2000
Книга особенно полезна в процессе подготовки
детей к школе. В ситуации, когда учителям
приходится много общаться с родителями будущих
первоклассников, книга поможет учителю
организовать работу с семьями. Может быть
предложена родителям как справочное
руководство, которое позволит практически
реализовать основную идею гуманистически
ориентированной педагогики: «Психическое
развитие несет в себе тайну: в каждом ребенке
имеются скрытые возможности, присущие только его
личности... Ни философы, ни ученые не в силах
придумать и навязать нам тот или иной метод
обучения. Только природа, установившая свои
законы и заложившая в человеке определенные
потребности развития, может диктовать нам такие
обучающие методы, которые будут иметь вполне
конкретную цель – исполнение жизненных
потребностей и законов. Только сам ребенок может
выявить эти потребности и законы – своими
спонтанными реакциями, своими успехами».
В книге описывается опыт современных педагогов,
использующих монтессори-метод. Читателю будут
интересны многочисленные примеры обучающего
материала, упражнения для развития двигательной
активности, упражнения для развития чувств, для
развития родного языка и математических предс-
тавлений. Примечательно, что как
монтессори-материал представлена азбука
Л.Н.Толстого, являющаяся «хорошим подспорьем при
обучении ребенка правильному чтению... дающая
великолепный материал и для моторного, и для
постепенного чтения, а также предоставляющая
возможность для свободной работы ребенка».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|