Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОГДА КОНЧАЮТСЯ УРОКИ

Начали!

Как организовать в школе знаменитую игру «Форт Баярд»

При подготовке игры вполне можно воспользоваться чужим опытом. Но любое описание игры (как и урока, методики, технологии) нужно соотнести со своими педагогическими принципами; в неточно описанных местах задать вопросы самому себе о том, как могут быть преодолены проблемы.
Мы приводим пример такого подхода. Основой для него стало описание игры «Форт Баярд». Составила и прислала его Татьяна Кочкаровна ИСЛАМОВА, а комментирует Ольга ЛЕОНТЬЕВА. Вне всякого сомнения: вы, как и любой другой учитель, отметите что-то важное в совсем других моментах, именно этим и хороша работа с чужим опытом: она всегда индивидуальна, всегда разнообразна.

«Форт Баярд»
Игра проводилась между двумя параллельными классами, «чтобы возникло чувство единства в командах и соревнования», родителей пригласили в качестве ведущих, что, по мнению автора, «было для них прекрасным поводом для общения со своими детьми».
Еще можно провести игру между разновозрастными командами – это дало бы возможность ребятам поближе познакомиться друг с другом. А родители... Почему бы и родителей не сделать членами команд? Если они согласятся, конечно. Каждый вариант имеет свои преимущества, все зависит от задач, которые ставит перед собой учитель.
Команды получают путевые листы, где указаны кабинеты и испытания – их число должно быть равно количеству участников в команде. Путевой лист необходим, чтобы две команды не встретились на одном и том же испытании. Отбор детей для испытаний проводится перед игрой методом случайной выборки.
Если бы я стала планировать подобную игру, обязательно обсудила бы с ребятами: как выбирать участников конкретных конкурсов? Может быть, они предпочтут выбрать те, которые каждому интереснее.
Дети бегают по кабинетам, выполняют задания, собирают подсказки, чтобы отгадать ключевое слово.
Понятно, игра проводится во внеурочное время, когда многие кабинеты свободны. Или можно использовать два-три кабинета? В этом случае нужна большая команда организаторов, сменяющих декорации и задания.
Из текста непонятно, есть ли в этой игре зрители и болельщики. Если участники выполняют задания в отдельных кабинетах, то зрителей скорее всего нет. А как же остальные ученики? Можно сделать не две команды, а несколько: каждый ребенок поучаствует не в одном конкурсе, это даст возможность хоть где-то добиться победы. А заключительное действие провести в спортзале, где будут объявлены результаты.

Правила, которые предлагались участникам игры: Выполнять задание заходит один игрок. На выполнение задания дается определенное время. Игрок, справившийся с заданием, получает подсказку, а несправившийся становится пленником. В путевом листе ведущие делают пометки о прохождении этапов. Игрок, выигравший два состязания, имеет право освободить пленников.
Структура понятна. Что делает в это время остальная команда, не ясно. Неужели они просто стоят в коридоре, не имея возможности как-то поддержать своего игрока? Надо перед своими ребятами поставить этот вопрос, может, они что-то придумают.
Примеры подсказок: игра, книга, стул, шрифт, печать, отдельно слоги: ин, ма, ци, фор, я; рисунок, печать, газета с программой передач, знания, диск (можно по буквам за каждый маленький конкурс), стол, экран, коврик, игрушечная мышь, процессор. Ключевое слово – компьютер.
Подсказки должны быть составлены так, чтобы можно было догадаться о слове, имея на руках всего несколько из них. Подсказки я не стала бы заранее обсуждать с ребятами. Можно использовать вариант, разработанный коллегой. А если команд будет много? Пожалуй, тут я обращусь за помощью к друзьям или к ребятам из других классов. Поиграю с ними в «ассоциации»: предложу слово, которое можно сделать ключевым, и попрошу сказать, с чем оно ассоциируется. Или наоборот: организую две команды, одна команда будет говорить другой ассоциации со словом, которое нужно отгадать.

Примеры заданий.
Прочитать с помощью зеркала загадку и отгадать ее. Отгадка – подсказка.
Среди множества фотографий одноклассников детсадовского возраста найти конкретного человека. Подсказка – на обратной стороне фотографии.
В куче пуговиц найти две одинаковые.
В узкой вазе, куда не проходит рука, лежит пластмассовая капсула (можно использовать футляр для фотопленки). Ложкой наполнить вазу водой, чтобы капсула всплыла. Внутри – подсказка.
На связке ключей найти тот, которым открывается дверь кабинета.
Между партами стоят кегли (бутылки из-под воды). Игрок сбивает их мячом, на дне одной кегли – подсказка.
Небольшие коробочки наполнены мукой, землей, еловыми иголками, мелкой крупой, перемешанной с маслом, мелом. На дне одной коробочки – подсказка.
Знание русского языка.
На доске нарисовано 9 клеток с различными знаками. В течение 15 сек. смотреть, потом воспроизвести по памяти.
На доске 6 воздушных шариков, в них слоги и буквы подсказки. Дротиком нужно попасть в шары и сложить слово.
Прослушать два раза забавное короткое стихотворение и правильно повторить его.
На столе 30 фломастеров, у них перепутаны колпачки. Надеть на фломастеры колпачки нужного цвета.
Решить арифметические примеры. Ответы – номера букв подсказки в русском алфавите.
Между ножками парт и стульев протянута нить, ее нужно смотать, в конце найти подсказку.
Найти подсказку среди множества свернутых бумажек.
Отгадать четыре загадки (или решить задачи), за каждую – одна буква из подсказки.
Отгадать ребус. Отгадка – в его выделенной части.

Пожалуй, многие задания и я смогу использовать. По аналогии мои ребята, конечно, придумают что-то еще. Мне бы хотелось ввести побольше заданий на ловкость, силу, движение.
В отдельном кабинете участников игры встречает Мэтр теней. Дает задания, выполнив которые можно освободить пленников.
В ведерке с водой плавает крышка. Мэтр и игрок по очереди кладут на нее домино, проигрывает тот, после чьего хода крышка потонет.
На столе 20 карандашей. За один ход можно убрать от 1 до 3. Кому достанется последний, тот проиграл.
Наверное, можно включить задания на логику, ассоциативное мышление.
Команда, которая прошла конкурсы наиболее успешно за наименьшее время, заходит в кабинет. На полу – буквы алфавита, к потолку привязана коробка конфет. Если ребята правильно выбрали слово (встали на правильные буквы), организатор дергает за веревку, привязанную к коробке, и конфеты сыплются. Их собирать можно 30 сек. минус штрафное время. Медленно закрывается дверь в кабинете, нужно поспешить, чтобы не остаться закрытыми.
Игра закончена.

Я не поняла, что такое «штрафное время». Но ничего – сами придумаем. Главное – идея, которую можно использовать! Спасибо, Татьяна Кочкаровна!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru